8 сфер, в которых не следует создавать собственный стартап

В этой статье мы расскажем, в каким сферах лучше не создавать стартапы. Если попытки тысяч людей заканчивались провалом, вам вряд ли стоит тратить усилия и материальные ресурсы, чтобы сделать невозможное.

В 2013 году компания Startup Genome начала следить за 3,2 тыс. перспективных стартапов. Но в итоге за три года 92% из них прекратили существование. При этом 74% проектов закрылись только потому, что их основатели неправильно подошли к выбору бизнес-модели, переоценили свои финансовые возможности или выбрали плохую нишу.

Давайте посмотрим, в каких нишах лучше не начинать собственный стартап, чтобы не снижать свои шансы на успех.

1. Ресторанный бизнес

Все большее количество экспертов считает, что стартап, который предлагает очередную технологию продаж для ресторанного бизнеса, вряд ли сможет стать успешным. Все дело в том, что эти проекты призваны решить проблемы клиентов, но не приносят пользы владельцам ресторанного бизнеса.

Сложно вспомнить хоть несколько успешных стартапов в этом сегменте. Разве что приложение OpenTable заслуживает внимания как действительно успешный проект.

Сложность ресторанного бизнеса заключается в том, что отношения между владельцем и клиентом строятся на основе лояльности, однако различные приложения делают каждое отдельно взятое заведение всего лишь пазлом в общей мозаике. Можно вспомнить ряд замечательных на первый взгляд идей, которые так и не удалось реализовать ресторанным стартаперам:

  • раздельный чек;
  • альтернатива листам ожидания;
  • онлайн-заказ блюд непосредственно в ресторане и онлайн-меню;
  • сервисы оценки качества обслуживания.

2. Рекомендательные сервисы

Из рекомендаций изначально трудно сделать качественный продукт, который кто-то захочет купить. Примечательно, что за последние несколько лет в этой нише не было основано ни одного успешного проекта.

Идея собрать отзывы и впечатления людей от фильмов, книг, гаджетов или городов выглядит красиво. На первый взгляд кажется, что это должно помогать другим людям покупать товары и услуги. Но в действительности мало у кого есть время изучать рекомендации других, поэтому подобные сервисы редко охватывают большую аудиторию.

3. Медицинские стартапы

Во-первых, в разработку большинства стартапов в этой отрасли придется сразу инвестировать большую сумму. Медицинские стартапы, особенно связанные с производством «физического» продукта, по сложности и стоимости можно сравнить с космической промышленностью.

Кроме того, в этой нише наблюдается высокая конкуренция. Только в 2014 году вышло около 100 тыс. приложений, связанных с заботой о здоровье. В том же магазине AppStore можно найти сотни приложений на тему, к примеру, правильного питания.

Большинство пользователей не интересуется своим здоровьем по-настоящему. Многие воспринимают медицинские приложения как интересную игрушку на время, а медицинские технологии могут привлечь только людей, которые нуждаются в лечении заболеваний. Необходимо также учитывать, что медицина – очень консервативная отрасль. Чтобы завоевать доверия и признание вам понадобится в лучшем случае несколько лет.

4. Поиск мероприятий

Многим стартаперам приходит в голову мысль зайти в Facebook или другую социальную сеть, проанализировать список мероприятий, которые проходят вблизи, и презентовать их пользователям. Однако, во-первых, все они уже есть на Facebook, и при желании их легко найти. Во-вторых, не все события можно отследить. И в-третьих, очень сложно угадать, какие события заинтересуют пользователя.

5. Поиск людей неподалеку для знакомства и общения

Здесь также уже существует множество успешных стартапов, которым вам будет тяжело составить конкуренцию. Более того, в этой нише сложно придумать оригинальный продукт, так как все приложения для знакомств создаются по одним и тем же принципам.

Интерес к подобным приложением в последнее время начал угасать. Во-первых, люди поняли, что подобные знакомства в большинстве случаев совершенно бесполезны. Во-вторых, пользователям надоела назойливая реклама, которая является одним из немногих способов заработка в приложениях для знакомства и общения.

6. Локальные новостные сайты

Кажется, что эта идея сулит неплохие перспективы. Но опыт показывает, что максимум для подобных стартапов – это создание небольшого локального сообщества.

Такой стартап не позволяет рассчитывать на солидную прибыль, поскольку заинтересованность в сотрудничестве и размещении рекламы на сайте будут проявлять только локальные компании с ограниченным бюджетом. Да и учитывая сегодняшнюю тенденцию к глобализации, вряд ли рационально создавать ресурс, нацеленный только на локальных пользователей.

7. Убийцы e-mail

Многие стартапы были нацелены на то, чтобы стать заменой традиционной электронной почте, но она продолжает пользоваться спросом. Даже интернет-гигант в лице Google со своим прогрессивным сервисом Google Wave не смог похоронить e-mail. Вряд ли маленьким проектам удастся то, чего не достиг лидер мирового интернет-рынка.

8. Стартапы-клоны

«Мы Uber для…», «Мы WhatsApp в сфере…», «Мы новый Twitter»… Если вы начинаете сравнивать свой проект с чем-то уже существующим на рынке, вам не стоит надеяться на успех.

«Главная причина, по которой закрываются стартапы – это клоны, – говорит инвестор Росс Блэнкшип. – Я инвестировал более чем в 60 компаний и часто наблюдал, как перспективные команды распадались только потому, что хотели быть кем-то другим».

Если вы хотите начать свой бизнес-проект, не спешите отчаиваться из-за высокой конкуренции или отсутствия перспектив роста.  Вместо этого прочтите наш материал о лучших идеях для бизнеса в 2017 году.