Экономия по китайски или привычка брать на прокат

Зонты

Представьте, что вы вышли по важным делам и конечно же забыли положить в сумку зонтик, а к концу дня оказалась «не летная». Покупка еще одного зонта обойдется вам не дешево, поэтому в Китае решили упростить эту проблем и создали службу проката зонтов Sharing E Umbrella. Но спустя недолгое время она была вынужден закрыться из-за недобросовестности клиентов. У компании украли все 300 000 зонтов, с которыми она стартовала в 11 городах страны. Как защитить компанию от кражи зонтов, оказалось сложным вопросом. Ставить GPS-трекеры на них дорого — маячок стоит больше, чем предмет, который защищает.

Велосипеды

В 2014 году аспиранту Пекинского университета Дай Вэю и его четырём друзьям, которые изучали перспективы развития велотуризма в КНР, пришла в голову идея создать сервис аренды велосипедов. Они создали первый и который на сегодня является самым успешный велостартапом Китая — Ofo. Сейчас его цена — 1 млрд долларов.

В чем заключается вся система Ofo? Чтобы взять велосипед напрокат, достаточно просканировать его уникальный QR-код через приложение Ofo для смартфона и разблокировать замок велосипеда четырёхзначным кодом, который появится на экране. Час аренды стоит всего 1 юань (около 5 гривен). Но вам нужно еще внести залог в размере 200 юаней (чуть меньше 950 гривен).

Конкурент Ofo — Mobike, на китайском рынке был основан в 2015 году компания. Разницы между ними почти нет. Разница между этими компаниями только в том, что в сервисах используют велосипеды разных моделей.

Каждый сервис обслуживает до 50 млн человек в день. Зарегистрированных клиентов у них примерно по 100 млн. Помимо этого компании начинают свою работу на международном рынке.В начале 2017 года жёлтые велосипеды Ofo появились в Сан-Франциско, а затем ещё в десятке городов по всему миру.

 

Баскетбольные мячи

Zhulegeqiu (дословно — «арендуй мяч»), сервис аренды баскетбольных мячей, придумал как защитить себя от недобросовестных клиентов.

История сервиса взяла свое начало в 2017 году в городе Цзясин китайской провинции Чжэцзян. Местный предприниматель установил около баскетбольной площадки в кампусе одного из университетов шкафчик с баскетбольными мячами. Людям предлагали зарегистрироваться в приложении Zhulegeqiu в китайском мессенджере WeChat, внести небольшой залог — эквивалент 150 гривен  — и получить доступ к аренде.

Пользователи Zhulegeqiu сканируют QR-коды около ящиков с мячами, чтобы их открыть, и берут мячи на прокат за 1 юань — чуть меньше 3 гривны— в час. Сервис пользовался успехом и вскоре ящики с мячами стали появляться возле баскетбольных площадок в других городах. В мае 2017 года Zhulegeqiu привлёк $1,4 млн инвестиций.

Чтобы не тратить деньги на маячки, компания просто наняла «коллекторов», которые постоянно звонят и докучают клиентам, не вернувшим снаряды. В результате мячи крадут редко — даже если кто-то унёс мяч с собой, проще потом его отдать, чем портить себе нервы, ругаясь с коллекторами.

 

Салфетки и туалетная бумага

Китайский стартап ZHO пытается решить проблему почти повсеместного отсутствия салфеток и туалетной бумаги в общественных местах. Он устанавливает специальные автоматы, в которых можно бесплатно получить по небольшой упаковке салфеток каждый день.

Для идентификации пользователей, как и в случае с арендой велосипедов или баскетбольных мячей, используются QR-коды. Пользователь сканирует код через приложение — и ему выдаётся пароль, который нужно ввести, чтобы получить средства гигиены.

Первую упаковку предлагают бесплатно, за вторую придётся заплатить. Также ZHO рассчитывает зарабатывать за счёт размещения рекламы на автоматах и упаковках с салфетками.

Пока непонятно, насколько успешным окажется проект, но ему уже удалось привлечь инвестиции в размере 5 млн юаней (около 45 млн рублей).

Одежда

Следующий продукт проката это одежда люксовых марок.

В Китае успешно работают сразу несколько сервисов, которые дают возможность арендовать люксовую одежду. К Примеру, у пекинского стартапа Dou Bao Bao стоимость проката зависит от конкретной вещи и срока аренды. Сервис Y-Closet берёт с пользователей ежемесячную абонплату в 500 юаней (около 1000 гривен), а взамен даёт возможность арендовать до трёх предметов гардероба одновременно. Обмен вещей не ограничен в количестве раз, но больше трёх штук в одни руки не дают.

Некоторые компании предпочитают фокусироваться на конкретных регионах, что упрощает проблему транспортировки. Например, у сервиса Dora’s Dream, который работает преимущественно в провинциях Сычуань, Чжэцзян и Гуандон, более 500 000 зарегистрированных пользователей. Инвесторы вложили в него более $19 млн.

Главной защитой от воришек —  огромный залоги. Чтобы взять в аренду люксовое платье, пользователям некоторых сервисов приходится вносить в качестве залог порядка 7-8 тысяч.

Салфетки и туалетная бумага

В Китае существует проблема  почти повсеместного отсутствия салфеток и туалетной бумаги в общественных местах. Поэтому компания ZHO устанавливает специальные автоматы, в которых можно бесплатно получить по небольшой упаковке салфеток каждый день.

Пользователь сканирует свой QR-коды через приложение — и ему выдаётся пароль, который нужно ввести, чтобы получить средства гигиены.

Первая упаковка бесплатно, за вторую вам придётся заплатить. Пока неизвестно, насколько успешным окажется этот проект, но ему уже удалось привлечь инвестиции в размере 5 млн юаней (около 12 млн гривен).

Стулья

Предприимчивые пекинские бизнесмены пытаются заработать на шеринге складных стульев. Они решили поставить их рядом с автобусными остановками, где чаще всего хочется присесть в ожидании транспорта, рядом приклеили QR-коды, которые нужно сканировать, чтобы использовать мебель.

Проект стал объектом насмешек в интернете, так как стулья были не защищены и их могли спокойно унести, что и случилось в течении первых двух дней.

Но компания отбиваясь от назойливых насмешек убеждала всех, что основной заработок планируют собирать с рекламы размещённой на стульях рекламы.

Автомобили

Самым выгодным выгодный предмет шеринга оказалась машина. В Китае такие сервисы очень популярны. Купить машину остается роскошью да и сам процесс приобретения занимает много времени (чтобы получить право приобрести новую машину, нужно встать в очередь, а потом заплатить множество налогов). Таким образом правительство борется с загрязнением воздуха и пробками.

Первый каршеринг в Китае запустили в 2009 году. Сегодня компания Car2Share, предлагает в аренду более 2 млн машин на трёх континентах. В Китае средняя цена проката пользователей 99 юаней (менее 300 гривен) за регистрацию и 12 июаней (300 гривен) в час за пользование машиной. Сверху также берется плата в 1,5 юаня (около 3 тис. гривен) за 1 км пути.

Компания Car2Share до сегодня остается лидером каршерингом КНР, но его начинают теснить стартапы, предлагающие пользователям не обычные бензиновые автомобили, а электрокары, которые постепенно вытесняют бензокары с рынка. Кстати, арендовать даже модный электрокар в Китае часто бывает дешевле, чем воспользоваться услугой такси.

[related_posts id=»244854,250098″]