8 ловушек мышления, узнав которые вы убережете себя от нерациональных покупок

Начнем с классической экономической теории, согласно которой люди всегда поступают рационально и принимают решения лишь с выгодой для себя. В целом эта теория имеет место быть, но не стоит упускать физиологические особенности человеческой психики. Дело в том, что наш мозг живет по собственным законам, которые нельзя назвать логичными и рациональными. Именно из-за этого стоит разобраться, какие существуют ловушки мышления, и как с ними бороться.

1. Страх утраты

Первая ловушка нашей психики – боязнь утраты. Все дело в том, что мы намного больше боимся потерять то, что имеем, нежели радуемся новым приобретениям.

Чтобы убедиться в этом, попробуйте ответить на вопрос: какая новость произведет на вас большее впечатление – что вас повысили в должности и, соответственно, повысили вашу заработную плату или что в этом квартале вас лишили ожидаемой премии? Можете не обманывать себя, так как уже экспериментально доказано, что потерю люди переживают сильнее.

2. Боязнь перемен и предпочтение статуса-кво

Этот страх напрямую связан с предыдущим: нам психологически комфортно, когда все стабильно и нет перемен. Самое интересное то, что и положительные перемены вызывают у людей страх, так как они предполагают выход из зоны привычного комфорта и провоцируют стресс.

Большинство из нас живет по принципу, что лучше оставаться со своей синицей в руках, чем тянуться за журавлем и, возможно, потерять все. Конечно, стабильность – это хорошо, но часто она мешает нам стремиться к чему-то лучшему.

Простой пример: вы давно пользуетесь своим мобильным оператором и в тот момент, когда цены на его услуги возрастают, а на ранке появляются все более выгодные предложения для новых клиентов, вы даже не думаете что-то менять. Единственное что вы делаете – возмущаетесь, но по-прежнему продолжаете пользоваться привычными услугами, за которые платите все больше и больше. Дело все в том, что мы сами выбираем невыгодное, но привычное. Мы боимся перемен и делаем все возможное для того, чтобы их избежать.

3. Эффект Барнума

Следующая уловка, которой поддается наша психика – ловушка Барнума. Каждый из нас хоть изредка, но читает гороскопы. Дело в том, что даже если вы не верите во все эти предсказания, вам может показаться, что они частично описывают вашу жизнь. Если это так, то вы уже попали в очередную ловушку.

[related_posts id=»178301″]

Важно заметить то, что гороскопы составляются на основе общих расплывчатых фактов, поэтому они подходят каждому второму. Данный эффект активно используют астрологи, гадалки и прочие «предсказатели».

4. Денежные заблуждения

Еще одна уловка, которой поддается наша психика – это восприятие номинальной, а не реальной стоимости денег. Другими словами, мы смотрим на цифры, хотя важно учитывать покупательную способность денег (количество товаров, которые можно приобрести на ту или иную сумму).

Если кто-то сомневается, что такое происходит, предлагаем простой пример: когда вам говорят о прибавке к зарплате, то вы сразу будете радоваться, что стали зарабатывать больше. Только мало кто задумывается о том, что скрывается за этой прибавкой, поскольку для того, чтобы правильно оценить свое финансовое состояние необходимо учитывать ряд факторов, к примеру, инфляцию.

[related_posts id=»178623″]

Человеческая психика устроена так, что сам факт повышения зарплаты очень важен, ведь номинально вы стали богаче. Но по факту на новую заработную плату вы можете купить меньше товаров, нежели без прибавки в прошлом году. Если говорить кратко, то ваше финансовое положение никак не изменилось, но все равно повышение вызывает радость.

5. Ловушка привязки

Под ловушкой привязки подразумевается человеческая склонность оценивать числа в сторону начального приближения. Дело в том, что мы всегда оцениваем товар или услугу лишь по стоимости, которую нам назвали, и даже не пробуем самостоятельно узнать, насколько она справедлива.

Эта ловушка наиболее проявляется в стрессовых ситуациях. К примеру, вам срочно нужно снять жилье и арендодатель называет вам свою цену. Конечно же, вы начинаете ее обсуждать, но отталкиваетесь именно от той суммы, которая была вам предложена, и даже не задумываетесь, что она может быть сильно завышена.

6. Эффект владения

Данный эффект демонстрирует то, что мы часто переоцениваем свою собственность. Каждый из нас неоднократно сталкивался с этой уловкой. Самый просто пример – рынок, где каждый продавец убеждает вас подержать товар в руках или примерить его.

Эффект обладания начинает действовать мгновенно, стоит вам только подсознательно ощутить вещь своей, как вы уже готовы к покупке.

7. Уловка явных затрат

Опишем еще одну особенность человеческой психики – категорическое нежелание отказаться от провального начатого дела. Правда такова, что нам психологически тяжело принять свои утраты, поэтому мы продолжаем искать пути решения, вкладывать свои деньги и нести потери.

Данная уловка имеет место и в бизнесе, и в повседневной жизни. Рассмотрим в качестве примера деятельность компании General Motors: руководство было уверено в том, что американцы будут активно покупать копии японских автомобилей. И, несмотря на цифры по продажам, которые явно свидетельствовали об обратном, они продолжали выпускать свою продукцию.

Второй пример из обычной жизни: жена годами терпит и не уходит от мужа по одной простой причине, что они уже много лет вместе. Хотя по факту такой брак не приносит ничего хорошего ни мужу, ни жене.

8. Эффект предвкушения

Это одна из самых простых ловушек, которая знакома даже детям. Все очень просто: чем больше мы чего-то ждем, тем сильнее желание. Этот факт ожидания непроизвольно добавляет товару ценность.

Простой и всем известный пример – презентации новых моделей iPhone, которые поклонники компании ждут с огромным нетерпением. Но данная уловка имеет и обратный эффект, так как с каждым повторением ее сила ослабевает.

И напоследок хотелось бы сказать, что как бы вы не старались, вам не удастся моментально раскрывать все уловки. Но начать все же стоит. Попробуйте чаще анализировать ситуации, которые с вами случаются, откажитесь от шаблонов и действуйте так, как подсказывает ум и опыт, а не доверяйте одному лишь подсознанию.