Не предотвратить, а возглавить: 10 известных личностей, которые сделали марихуану легальным товаром

Еще в 1996 году Калифорния стала первым штатом, где разрешили употребление марихуаны в медицинских целях. Позже такое же решение приняли ещё 24 штата. С 2014 года в Вайоминге и Колорадо любой гражданин достигший 18-ти летнего возраста может приобрести травку без рецепта, так как в этих штатах легализовали рекреационную марихуану. Марихуана становится модным товаром — её упаковывают так же красиво, как упаковывают конфеты или подарки.

Сегодня стоит вопрос о разрешении продажи марихуаны в Калифорнии, который решится после ноябрьского референдума. Такие же голосования пройдут в Неваде, Аризоне, Массачусетсе и Мэне. Ещё три штата (Флорида, Миссури и Арканзас) будут голосовать о легализации медицинской марихуаны. В 2015 году легальные продажи выросли с $4,6 до $5,4 млрд. Прогноз на 2016 год — $6,7 млрд. Согласно двухлетнему исследованию компании Headset, средний потребитель марихуаны в Америке — 37-летний мужчина, который тратит на этот продукт $647 в год, покупая его раз в 19 дней.

Цена 1 г  в среднем $10, а косяк весит примерно половину грамма, каждый год средний потребитель, согласно исследованию Headset, выкуривает 130 косяков. Ритейлеры говорят, что 20% клиентов покупают исключительно съедобные продукты: торты или конфеты, примерно столько же покупают только травку, остальные — и то, и другое. В скором времени марихуана может  стать самым прибыльным растением на планете. Потенциал американского рынка, который может охватить этот необычный продукт, оценивают минимум в $45 млрд в год, но оптимисты предсказывают не меньше $120 млрд. Для понимания и сравнения: оборот рынка пшеницы в США — $10 млрд, вина — $55 млрд, пива — $101 млрд.

2016 год может стать переломным для легальной марихуаны во всем мире. Законодательные изменения рассматривают не только США, но и  Канада, Мексика, Колумбия, Австралия и Австрия.  Какие же «секреты» рассказывают  десять американских и европейских бизнесменов, евангелистов и даже политиков, которые уже вывели травку из запрета на прилавки своих магазинов.

1. Айзек Дитрих

Известный как: основатель и глава компании MassRoots
Вклад: создал приложение, которое объединило сотни тысяч любителей марихуаны

Айзек ушел с колледжа для того, чтобы основать MassRoots — приложение и социальную сеть, где любители марихуаны общаются между собой и делятся фото с любимым продуктом. В 2011 году десяток венчурных фондов отказал ему в инвестициях, а в 2014 году MassRoots стала первой технологической компанией из индустрии марихуаны, которая провела IPO. К августу 2016 года у нее было уже 950 000 пользователей. На сегодня рыночная капитализация MassRoots — $30 млн, но  пока это не делает ее прибыльной, так как чистый убыток за 2016 год — $8,5 млн. Компания рассчитывает заработать на рекламе бизнеса, который имеет прямую связь с коноплей и не может размещаться в других социальных сетях. В первом квартале 2016 года компания подписала 37 брендов, общая сумма контрактов — $325 000.

О MassRoots стали говорить благодаря конфликту с компанией Apple, которая заметила быстро растущую социальную сеть и забанила ее в App Store, создав правило — запрещать сети, связанные с марихуаной. MassRoots обратилась за поддержкой к своему сообществу, и за месяц более 10 000 пользователей написали Apple, почему они любят это приложение. Через месяц Apple пересмотрела свою политику и вернула приложение в App Store.

2. Винсент «Трипп» Кебер

Известный как: основатель и глава Dixie Brands
Вклад: продвижение марихуаны в виде съедобных продуктов и создание первых массовых брендов, связанных с коноплей

Винсент Кебер говорит «Если вы не верите, что будут созданы конопляные бренды на миллиард долларов, не думаю, что вы правильно гадаете на кофейной гуще», тем самым подразумевая, что эти бренды будет создавать он.

Винсент попробовал смешать марихуану с газировкой и назвал этот продукт «эликсиром», который сегодня продается по $25 в четырех штатах Америки. Виды Dixie Elixirs разнообразны, все зависит от вкуса потребителя, есть даже со вкусом черники и граната. Компания работает под слоганом «Будущее конопли» и оценивается в $160–180 млн.

Dixie стал одиним из самых известных брендов индустрии. Особенностью продукта есть то, что Кебер сфокусировался не на самом растении, а на съедобных продуктах — эффект наступает медленнее, зато длится дольше. Продукты из ассортимента Dixie Brands можно принять четырьмя способами: проглотив, вдохнув, лизнув, и даже коснувшись. В ассортименте более 170 наименований: от конфет до лосьонов. Самый знаменитый продукт — обезболивающий бальзам Synergy.

3. Дэвид Дайненберг

Известный как: основатель и глава KIND
Вклад: налаживание публичного партнерства индустрии и финансового сектора

Одна из главных проблем индустрии легальной марихуаны — общественный ярлык непонимания, что приводит к весомым недоверием со стороны банков. В 2013 году Дэвид Дайненберг основал KIND, чтобы создать «Wells Fargo банковской индустрии марихуаны». Вместе с Microsoft компания запустила KIND Government Solutions — систему мониторинга каждой порции марихуаны «от семечка до покупателя» для муниципальных властей. Система будет работать на платформе Microsoft Azure Government. Участие Microsoft станет огромным шагом в мире бизнеса и  поможет улучшить имидж индустрии.

4. Джастин Трудо

Известный как: Премьер-министр Канады
Вклад: сделал легализацию марихуаны политическим трендом

Легализация был своего рода одной из идей предвыборной программы Джастина Трудо, слоганом которой было — «Мы легализуем, упорядочим и ограничим доступ».

20 апреля 2016 года — в праздник «420», или неофициальный День марихуаны — канадский министр здравоохранения Джейн Филпотт объявила, что Канада легализует марихуану весной 2017-го. Когда (и если) это произойдет, Канада станет первой состоятельной страной (и второй после Уругвая), которая пойдет на такой шаг.

Трудо отмечает, что его идеей есть легализация, а не дескриминализация конопли и других полумеров, чтобы государство могло полностью контролировать распространение этих веществ в любом виде. Он считает, что действующие законы с этим не справляются, поскольку при желании подростки с легкостью могут добыть наркотик.

5. Джастин Говер

Известный как: глава GW Pharmaceuticals
Вклад: выпуск первых лекарств на основе марихуаны

В 1998 году была основана фармацевтическая компания GW Pharmaceuticals. Ее главным заданием была разработка лекарств на основе марихуаны и первые 12 лет она потратила на выпуск пока единственного своего продукта — спрея Sativex для лечения симптомов рассеянного склероза. Это был прорыв — первый одобренный в 29 странах медикамент на основе конопли.

Спустя три года GW Pharmaceuticals провела IPO на Лондонской фондовой бирже, подняв 25 млн фунтов — на 9 млн больше, чем ожидалось. И уже в 2013 году она разместилась на NASDAQ и привлекла $31 млн. Сегодня компания разрабатывает экспериментальные лекарства против эпилепсии, рака, диабета, шизофрении и оценивается экспертами в $2,5 млрд.

6. Брюс Линтон

Известный как: основатель и глава компании Canopy Growth
Вклад: заложил основы промышленного производства марихуаны

В 2013 году Брюс Линтон создал крупнейшего в мире производителя легальной марихуаны — канадский конгломерат Canopy Growth. Брюс вовремя взял во внимание необходимость раскручивать новый тренд: уже в 2014 году рыночная стоимость компании, которая не произвела ни грамма и еще называлась Tweed Marijuana, после получения государственной лицензии на продажу медицинской марихуаны взлетела с нуля до $89 млн.

Спустя два года компания Линтона купила своего главного конкурента Bedrocan Cannabis за $58 млн, сменила имя и сегодня выращивает 15 т марихуаны элитных сортов в год в теплицах площадью 5 футбольных полей на территории бывшей шоколадной фабрики Hershey’s.

Canopy Growth продает медицинскую марихуану под брендами Tweed и Bedrocan. Всего за три месяца 2016 года  она поставила 984 кг марихуаны по средней цене $7,09 за грамм. Капитализация компании — $446 млн, доход в прошлом году составил $12,7 млн.

В мае 2016 года компания анонсировала сделку с лидером зарождающейся индустрии медицинской марихуаны в Австралии AusCann Group, в июне — запуск совместного предприятия Bedrocan Brazil с партнерами из Сан-Паулу. Canopy Growth занимает 27% канадского рынка медицинской марихуаны и готовится выйти на рынок рекреационной марихуаны, а затем и за пределы страны.

7. Стив Данжело

Известный как: политический активист, основатель Harborside Health Center и The ArcView Group
Вклад: создание и развитие сообщества инвесторов и предпринимателей в индустрии марихуаны

Стив Данжело выступает за легализацию марихуаны еще с 1960-х годов лет. Он считает, что это является его жизненной миссией, если кто-то играет на гитаре или пишет стихи, то его выбором стала марихуана. За все это время он успел попробовать себя во множестве ролей — политического активиста, подпольного торговца, образцового предпринимателя, защитника прав малого бизнеса, инвестора и просветителя. Начинал деятельность в индустрии с ежегодных сборищ потребителей травки перед Белым домом в День независимости, а сегодня его почитают как «отца легальной марихуаны».

В 2006 году он создал образцовый магазин лицензированной медицинской марихуаны Harborside Health Center, который спустя некоторое время разросся в крупнейшую в мире сеть, ежегодные продажи которой становят $25 млн, а количество клиентов-пациентов достигает отметки 220 000. В 2007-м он создал Steep Hill Labs, первую в Калифорнии лабораторию по тестированию качества и безопасности марихуаны, в 2010 году — The ArcView Group, объединяющую 550 бизнесменов, которые к 2016 году успели вложить более $70 млн в стартапы, вроде MassRoots и Auntie Dolores.

Сейчас Данжело активно выступает за защиту интересов малого бизнеса в индустрии и просвещает желающих присоединиться к ней активно делясь опытом в своей книге «Манифест конопли», где объясняет, почему марихуана полезна, и как продавать ее по закону.

8. Арьян Роскам

Известный как: основатель Green House Seed
Вклад: продвижение культуры марихуаны в Европе и онлайн

Голландец Арьян Роскам рассказывает, что его главным кайфом есть наслаждение видом роста его растений. Роскама часто называют «королем конопли». Работа с марихуаной по его мнению есть его призванием. Он сравнивает себя с виноделом, говорит, что выращивание конопли стало наукой, которая требует мастерства, знаний и тонкости ума.

В 1985 году он основал Green House Seed, которая сегодня владеет одним из крупнейших в мире семенных банков марихуаны и выиграла со своими продуктами 35 кубков конопли. Оборот компании Роскам не раскрывает, цифры называл только в интервью 2013 года, когда рассказал, что его компания контролирует 25% рынка семян и продала в 2012 году 400 000 пакетов с ними (больше, чем кто-либо еще).

Бизнес-модель заключается в сборе семян лучших сортов марихуаны со всего мира и культивации новых сортов. Пакет с десятью семенами стоит от 35 до 65 евро, их можно приобрести онлайн или у официальных дистрибьюторов в 24 странах, включая Россию. Помимо семян, которые Роскам выращивает в знаменитой амстердамской лаборатории, под брендом Green House выходит одежда, аксессуары и оборудование для профессионалов индустрии. Другая компания Роскама, GH Medical, занимается медицинскими исследования каннабиоидов.

Роскам хочет собрать все 200 видов марихуаны, которые естественным образом появились в разных уголках мира. Он даже снимает видео о том, как он ездит за редкими сортами в джунгли Колумбии, Малави, Индии и другие дикие края. Видео можно найти на YouTube, где у Green House Seed есть корпоративный канал.

9. Брендан Кеннеди

Известный как: основатель и глава Privateer Holding
Вклад: заинтересовал марихуаной больших инвесторов

Брендан Кеннеди устанавливает связь между индустрией марихуаны и большими инвесторами. Бывший топ-менеджер Кремниевой долины, получивший степень MBA в Йеле, в 2010 году решил создать первый инвестиционный фонд сфокусированный на рынке легальной марихуаны. Privateer управляет тремя компаниями: канадским производителем конопли, поисковиком и рекомендательным сервисом по диспенсариям Leafly и компанией Marley Natural, созданной совместно с наследниками Боба Марли для монетизации его увлечения коноплей.

Год назад компания привлекла на финансирование своих проектов рекордные для индустрии марихуаны деньги — $75 млн (рекорд побили в августе 2016-го, когда нью-йоркский специализированный венчурный фонд Tuatara Capital привлек $93 млн). Один из инвесторов Privateer — фонд Питера Тиля Founders Fund. Его участие стало знаковым для отрасли, ведь впервые компания, занимающаяся марихуаной, оказалась в одном портфеле с компаниями уровня Facebook и SpaceX.

10. Келвин Кордозар Бродус-младший (Снуп Догг)

Известный как: рэпер
Вклад: массовое продвижение марихуаны как продукта поп-культуры

Снуп Догг для многих стал не только иконой хип-хопа, еще его часто представляют как лицо индустрии марихуаны. Американские знаменитости сегодня довольно часто популяризируют травку (например, Рианна, Вуди Харрельсон или Вупи Голдберг), но никто не делает это с таким размахом, как Снуп Догг.

Рэпер создал собственный бренд марихуаны Leafs by Snoop, заказав оформление у Pentagram — легендарной дизайн-студии, разработавшей фирменные стили Saks Fifth Avenue, Tiffany, Сitibank и Harley-Davidson.

С его подачей марихуана стала похожа на шоколад ручной работы и экологически чистую косметику. Шоколад, кстати, входит в продуктовую линейку «первого мейнстримового бренда марихуаны»  наряду с леденцами, жевательной резинкой и конфетами, которые продают по $18 в диспенсариях Колорадо. Главный продукт, травка Leafs by Snoop, стоит $275 за унцию (28,35 г). Рэпер так же основал интернет-издание Merry Jane, которое рассказывает, безопасно ли курить во время беременности, какие блюда сочетаются с травой и отвечает на другие важные вопросы. Слоган: «Культура. Марихуаны. Для всех».

«Зеленым» проектом Снупа Догга есть и венчурный фонд Casa Verde Capital («Деньги зеленого дома»), который инвестировал в два крупных стартапа: около $1 млн получил FunkSac, производитель непроницаемых для запаха и безопасных для детей пакетов, а также неизвестная сумма (часть из $10 млн первого раунда инвестиций) досталась службе доставки Eaze.