В древнем Суботове, Черкасской области под Ильинской церковью украинские археологи сделали, вероятно, сенсационное открытие. Раскопали склеп, принадлежавший великому гетману Богдану Хмельницкому, археологические раскопки все еще продолжаются.

Об этом на своем сайте сообщила организация "Великий Льох", которая инициировала поисковые работы.

Члены экспедиции по благословению предстоятеля Православной церкви Украины Епифания работают в семейной Свято-Ильинской церкви-усыпальницы, где в августе 1657 года казацкая старшина похоронила выдающегося полководца.

Кандидат геологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории теоретической и прикладной геофизики Института геологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Ксения Бондарь отметила, что во время разведки в Ильинской церкви применили один из самых распространенных и проверенных в мировой практике геофизических методов — метод высокочастотных электромагнитных зондирований (георадарный метод).

Так геофизики на трехметровой глубине обнаружили под храмом трехмерное изображение объекта, похожего на склеп. Если предположение ученых о сенсационной находке подтвердятся - тайну захоронения Богдана Хмельницкого, над которой бились историки и археологи почти триста лет, будет раскрыто.

К слову, в метрике записано, что справа от церкви возле средней колонны, ближе к закату, есть склеп Зиновия Богдана Хмельницкого и его сына Тимоша, заваленный строительным мусором во время перестройки церкви.

Как отмечает ученая, еще в 1970 году именно эту центральную часть церкви исследовал известный украинский археолог Роман Юра. В своем дневнике он отметил смещение фундаментной плиты одной из колонн на север. Однако его экспедиции не хватило буквально метра, чтобы дойти до объекта, поскольку в то время не было возможности исследовать подземное пространство в такой глубине, не разрушая его.

Отметим, Богдан Хмельницкий умер 27 июля (6 августа по новому стилю) 1657 года в Чигирине и 25 августа был похоронен в Субботове, в Ильинской церкви, которую сам построил.

Точное место захоронения неизвестно. По одной из версий, тело гетмана было изувечено и уничтожено после взятия Субботова в 1664 году войсками польской шляхты.

По другой же версии, его перевез неподалеку от Суботова товарищ Хмельницкого Лаврентий Капуста.

Ранее Нyser информировали, что в Болгарии при раскопках окрестностей замка Зиштова в Свиштове, который в 1461 году захватил легендарный воевода Влад III Дракула археологи откопали пушечные ядра.

Напоминаем, в центре Чернигова археологи обнаружили захоронение 11-12 веков и остатки застройки 12-13 веков.

Также, чуть больше 100 лет назад, а именно 11 июня 1912 года, возле села Малая Перещепина современного Новосанжарского района Полтавской области двое мальчишек 12-летней Федор Деркач и 14-летней Карп Маджар нашли сокровища. Как выяснилось, в земле множество веков хранилось 25 кг изделий из золота и 50 кг серебра.