Евровидение 2017
Новости Статьи
Вы читаете: О чём мечтают игровые разработчики iPhone

О чём мечтают игровые разработчики iPhone

О чём мечтают игровые разработчики iPhone

У iPhone были все шансы стать такой же грустной страницей в истории мобильных устройств, как и N-Gage, если бы не талантливейший шоумен Джобс.

Иронично, что на презентации первого iPhone ничего не говорилось об играх — из развлечений у него были только просмотр видео и прослушивание музыки. Магазин приложений App Store появился только через год, за день до выхода iPhone 3G. Но это детали, а переломный момент случился именно тогда, когда Джобс показал, что пришло время забыть про пластиковые клавиши, а контент на экране нужно трогать не стилусами, а родными пальцами. У разработчиков «серьёзных» приложений появилась возможность воссоздавать интерфейс программ для ПК, а игры шагнули ещё дальше. Управление нажатиями изменило игровую индустрию навсегда — и речь не только о мобильной её части.

Что было до iPhone

Сейчас смешно вспоминать, как выглядели игры на телефонах 10 лет назад. Управление, как правило, было завязано на кнопках с цифрами 2, 4, 6, 8 (иногда больше, иногда меньше), а в редких случаях приходилось извращаться, умещая большие пальцы в зоне со стрелками и кнопкой «ОК». Клавиши телефонов были предназначены для набора текста и перемещения в меню, а не для долгих игровых сессий. В лучшем случае такое управление было неудобным, в худшем — оставляло мозоли (пламенный привет фигурным кнопкам).

iPhone-gaming-7

Из-за этого не развивались и сами игры. Монохромные экраны сменились на цветные, железо становилось относительно мощнее, а геймплей так и оставался на уровне той самой «Змейки». Самыми увлекательными проектами были платформеры, которые на самом деле представляли собой лишь огрызки того, что было на NES («Денди») ещё в начале 90-х.

Вот и получается, что лучшим развлечением на смартфонах того времени были «Змейка», «та игра, где кидает бочки горилла» и Space Invaders. Более сложные механики извращались кнопочным управлением, а про отдельные эксперименты с 3D-графикой и вспоминать не хочется — становится не по себе. Единственным успешным экспериментом была разве что Gravity Defined. Там игрок управлял мотоциклистом, преодолевающим до жути извилистые ландшафты. Простая идея, которая подошла для трёхмерной графики (угловатость здесь — фишка, а не недостаток) и использовала клавишное управление на полную. Но эта игра была исключением.

Наконец, в 2003 Nokia пыталась своими силами переизобрести мобильный гейминг с помощью «игрового телефона» N-Gage. Довольно мощный по тем временам гаджет представлял собой жуткое «чудовище Франкенштейна» из телефона и игровой консоли: всё те же кнопки разбросали по бокам, а экран поместили в центр. Серьёзные игры весили слишком много, чтобы загружать их через дорогостоящий мобильный Интернет, поэтому продавали их — внимание! — на картриджах.

iPhone-gaming-8

В итоге Nokia скорее попыталась сделать собственную портативную консоль, а не изменить мобильные игры. N-Gage прожила несчастную жизнь и была «убита» выходом PSP от Sony, которая стоила дешевле и подавалась как «PlayStation 2 в кармане». В апреле 2008 года Nokia наконец поняла, что N-Gage должна быть сервисом для всех телефонов, а не отдельным устройством, и открыла магазин N-Gage 2.0. Но и эта идея провалилась. И только App Store, запустившийся в июле того же года, совершил революцию, которой грезила финская компания.

О чём мечтают игровые разработчики

У iPhone были все шансы стать такой же грустной страницей в истории мобильных устройств, как и N-Gage, если бы не талантливейший шоумен Джобс. На той самой презентации он «продал» журналистам новинку ещё до того, как, собственно, показал её в руке: тоже начал с того, что высмеял смартфоны тех времён с их неказистыми клавиатурами и стилусами. Успех же iPhone как игровой платформы обусловлен тем, что он никогда не был «геймерским девайсом» — он был представлен как телефон для нормальных людей, которые хотят удобно звонить, отправлять СМС и почту и сидеть в Интернете. Мобильные игры стали троянским конём девайса Apple: через год они захватили умы многомиллионной, ничего не подозревающей базы владельцев iPhone и iPhone 3G.

iPhone-gaming-2

Поначалу, впрочем, было немало клонов «Змейки» и вольных пересказов других игр, которые были популярны на кнопочных устройствах. Но даже с ними теперь всё было иначе: магазин, которым гарантированно пользуются все обладатели телефонов, был настоящим раем для игровых разработчиков. Вся прибыль с продаж точно шла им в карман (пусть доля и уходила Apple), а поначалу пиратства здесь не было вовсе. Соответственно, появилась наглядная конкуренция в виде топов продаж и мотивация делать нечто более крутое, чем у конкурентов.

Затем студии начали осваивать условно-бесплатную модель оплаты и внутриигровые покупки, которые оказались самым важным новшеством, предложенным «магазином Джобса». Стали появляться бесконечные игры, чья суть — убить время и, может быть, установить новый рекорд: честно или купив некий «допинг» за реальные деньги. Даже старомодные проекты, которые можно пройти, научились завлекать бесплатными уровнями и зарабатывать больше, чем когда-либо — тут вспоминается и недавняя Super Mario Run. Условно-бесплатными ранее были в основном корейские MMO, а сейчас большинство игр на любой платформе не обходится без микротранзакций. И всё пошло именно от iPhone.

iPhone-gaming-5

Конечно, из-за этого факта смартфон Apple кажется суперзлодеем, но не стоит забывать, что игровая индустрия — в первую очередь бизнес, причём весьма рискованный. «Покупки в приложениях» же помогли сделать его более стабильным и привлекательным для новых талантов.

Да будет мультитач

Вскоре на платформе вышли игры, которые невозможно представить без сенсорного управления. Чего только стоит сверхпопулярная Angry Birds — только подумайте, насколько было бы неудобно натягивать рогатку с птицами, нажимая кнопки (даже если представить, что игру бы сделали пошаговой). Или вот популярный жанр раннеров вроде Subway Surfers — казалось бы, примитивные игры, но и они могли стать популярны только на таком железе. Старые смартфоны просто не справились бы с прорисовкой стольких объектов, пролетающих по бокам героя. Да, трёхмерные модели можно заменить на плоские «спрайты, но едва ли такая картинка захватывала игроков.

iPhone-gaming-6

И тут мы подходим к ещё одной революции, которую вызвал iPhone. Он, по сути, унифицировал то, чем должен быть смартфон: это просто прямоугольник с экраном, на который можно нажимать. Из-за этого классические войны моноблоков с раскладушками и слайдерами превратились в гонку мощностей: у кого больше ядер и гигагерцев, тот и прав. И вот спустя несколько лет производители стали выпускать звонилки, способные без каких-либо трудностей запускать порты игр с PlayStation 2 — до сих пор удивительный факт.

Теперь «кирпичик» в вашем кармане научился запускать GTA San Andreas, дети, ранее неразлучные с компьютерами из-за Minecraft, начали заниматься кубическим строительством ещё и на улице, и в школах. Телефоны перестали быть нишей, забрали себе всё самое популярное с больших платформ и параллельно породили собственные поджанры, которые, наоборот, не получится забрать у них. А даже если удастся, то аудитория у такой поделки на компьютере или консоли гарантированно будет в десятки, если не в сотни раз меньше.

iPhone-gaming-1

Что в итоге?

За несколько лет индустрия мобильных игр превратилась из довольно жалкой ниши если не в угрозу консольному и компьютерному рынкам, то как минимум в ключевого игрока игровой индустрии. По итогам 2016 года мобильные устройства оказались самыми прибыльными для разработчиков. Дальше — больше.

Да и как показал тот же 2016-й, студии до сих пор не исчерпали все применимые для этой платформы идеи. Суперуспешная Pokemon GO, совместившая в себе и условно-бесплатную модель, и сенсорное управление, и онлайн-составляющую, и, наконец, дополненную реальность, — яркий тому пример.

Невозможно предсказать, что будет дальше: может, очередной iPhone будет поставляться со шлемом виртуальной реальности, а может, в году этак 2020-м мы будем играть в «Самолётики» с дополненной реальностью, складывая в незатейливое оригами свои телефоны с гнущимися экранами. Понятно одно: все революции игровой индустрии сейчас зарождаются именно на мобильных устройствах. А значит, за ними будущее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Vkontakte Pocket Mail
Оставить комментарий
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: