Вы читаете: Какие мировые тенденции в робототехнике получат развитие в 2017 году

Какие мировые тенденции в робототехнике получат развитие в 2017 году

Какие мировые тенденции в робототехнике получат развитие в 2017 году

За два последних года мало какая глобальная компания, имеющая хоть какое-то отношение к информационным технологиям, не объявила о намерении инвестировать в искусственный интеллект, робототехнику, беспилотные машины или в другое «умное» подключенное оборудование.

Особенно отличился Китай. То, что там происходит, уже назвали великой китайской робототехнической революцией. Другие страны несколько отстают по активности, но обещают догнать Поднебесную. В этом материале — то, что сегодня занимает умы робототехников мира.

Роботы и VR

Аналитические агентства назвали 2016-й годом технологий виртуальной реальности. Тренд затронул и робототехнику. Всё активнее обсуждается возможность управления сложными машинами через VR-шлемы и экраны, демонстрирующие дополненную реальность. На MWC в Барселоне в этом году всем посетителям стенда Ericsson предлагалось попробовать себя в роли экскаваторщика, управляющего реальной техникой через шлем Oculus Rift.

Это один из основных сценариев применения VR в промышленности и бизнесе, который будет всё чаще проигрываться в самых разных ситуациях: при управлении грузовой беспилотной техникой (трейлеры, дроны, складские погрузчики), проведении хирургических операций, изучении и освоении недоступных для людей мест (океаническое дно, шахты, вечная мерзлота). Впрочем, тренд последних десяти лет — повышение автоматизации, то есть стремление вовсе отказаться от участия людей в подобных процессах.

Неизбежная беспилотность

На недавней встрече с инвестиционным консультантом, специализирующимся на M&A-сделках в области высоких технологий, я выяснила, что «китайцы сметают всё, что связано с connected car», в том числе и в России. Пока мы обсуждали эту историю, сидя в ресторане, в новостях на ТВ прошла информация о том, что Apple подтвердила намерение разработать свой «беспилотный» автомобиль.

Тема обжигающе горячая, и через полгода уже будет поздно начинать ею заниматься, поляна будет поделена. Но пока в этой сфере ещё много чего можно дорабатывать и изобретать. Научно-исследовательские лаборатории по всему миру всё ещё работают над тем, чтобы построить машины, которые смогут передвигаться по сложным неровным и наклонным поверхностям, не роняя себя, грузы и оборудование.

Беспилотность — это не только про пассажирский и грузовой транспорт, передвигающийся по земле. Это еще и про летающие машины. Бум массовой популярности дронов нарастает. В 2014 году их продажи в мире утроились, в прошлом — удвоились, и пика на этом рынке пока не видно. Дроны уже начали использоваться для доставки пиццы — так работает компания Domino в Новой Зеландии.

Полицейские беспилотники, наблюдающие за потоками транспорта и прогнозирующие возможные преступления, уже никого не удивляют своим гудением. Они стали обыденностью в нескольких штатах Северной Америки. Они действительно помогают понизить уровень преступности. Если скрестить дроны с методами анализа больших данных, то они смогут предсказывать преступления в реальном времени.

Кстати, система такого рода используется полицией Лос-Анджелеса, хотя пока без дронов. Предиктивность — способность предсказывать вероятность возникновения событий — это одна из способностей, которую роботы могут приобрести благодаря методам машинного обучения.

Механическая зубрёжка

Прорыв в технологиях искусственного интеллекта и старт их активного применения на практике — тренд последних двух-трех лет. Если раньше на создание системы качественного машинного перевода требовалось десятилетие, то сейчас стартапы, которые только-только запустились, уже спустя год могу предложить потребителям вполне сносный конкурентоспособный продукт в этой сфере.

Машинное обучение — новый подход к работе с информацией, он очень быстро превращает машины в интеллектуальные устройства. Во многом бум разработки программ на базе машинного обучения связан с тем, что почти всё необходимое для этого можно найти среди свободно распространяемого ПО. Достаточно скачать среду разработки, несколько библиотек, прочитать мануал и вперед. За неделю-другую можно написать, к примеру, программу распознавания винных этикеток или даже лиц.

Возможности ИИ открыли такую вселенную, которую человечество будет осваивать даже не десятилетиями, а веками. Это означает, что роботы становятся умнее и учатся самостоятельно. Они даже способны передавать свои знания друг другу. Для этого, конечно, необходима инфраструктура связи. С ее помощью та программа, которая изобрела недавно новый универсальный язык, могла бы обучить ему другие машины.

Кстати, люди не ставили искусственному интеллекту задачу по созданию нового языка, это был побочный продукт его обучения переводам с разных языков. Программа сама научилась делать сносные переводы между парами языков, о которых ее не просили. Отсюда исследователи пришли к выводу, что компьютер пользуется системой общения мета-уровня, этаким новым эсперанто, универсальным языком.

Заоблачные мечты

Сложность алгоритмов машинного обучения и систем автоматического управления роботами такова, что для их функционирования требуется либо оснащать машины мощным вычислительным «железом», либо подключать их к облачной инфраструктуре. Похоже, человечество определилось с тем, что развитие робототехники пойдет по второму пути — на электронном механизме будет устанавливаться модуль связи и компьютер небольшой вычислительной мощности.

Управление устройствами, накопление знаний, обновление «мозга», взаимодействие с другими машинами будет происходить через «облако». Таким образом, купив простенькую машинку, со временем человек сможет обновить ее до супермозга, доплатив за более интеллектуальную прошивку.

К примеру, домашний робот с универсальным набором сенсоров и манипуляторов сможет на время превратиться в шеф-повара французского мишленовского ресторана. На время, потому что тут работает тренд передачи программы в пользование на ограниченный период по модели SaaS. Сейчас мы пользуемся облачными фоторедакторами и файлообменниками, а вскоре будем подписываться на специальные программные сервисы для своих роботов, чтобы, например, заставить их станцевать вальс или изобразить драку, когда нам станет скучно. Обучение роботов коллективному поведению — это ещё один тренд в индустрии.

Вместе мы — сила

Уже долгое время инженеры работают над тем, чтобы научить машины слаженно действовать вместе. Например, летать одной группой, демонстрировать фигуры высшего пилотажа, синхронно танцевать и вообще передвигаться. Зачем это нужно? Во-первых, это красиво. На самом деле, конечно, такое умение роботов будет жизненно необходимо нам, то есть людям, в будущем.

К примеру, слаженное движение самодвижущегося транспорта по интеллектуальным дорогам невозможно наладить без организации взаимодействия «умной» инфраструктуры с движущимися подключенными автомобилями и их общения друг с другом. В будущем дроны-почтальоны, обладая способностью коммуницировать с себе подобными, будут договариваться с полицейскими квадрокоптерами о том, чтобы не мешать их работе.

Роботы-погрузчики в портах смогут подготовить контейнеры для размещения на барже, получив сигнал задолго до ее приближения. Умный дом включит прогрев автомобиля и начнет варить кофе в тот момент, когда вы возьмете зубную щетку в руки. Кстати, такое взаимодействие машин очень нужно на промышленных объектах. Автоматизация на производствах с каждым годом повышается, и все идет к тому, чтобы заменить людей роботами на всех операциях, оставив несколько человек для контроля порядка и на случай экстренных ситуаций.

Робототехнические производства

Китай перестал быть источником дешевой рабочей силы для развитых стран. Крупные промышленные компании стремятся переносить производственные мощности поближе к штаб-квартирам — в Европу и США. Электрокары Tesla выпускаются на заводах, расположенных в Калифорнии. Роботы — это идеальная рабочая сила. С падением стоимости компонентов, сенсоров, систем компьютерного зрения они стали обходиться на порядок дешевле живых сотрудников.

К тому же они не ходят в отпуск и не берут больничный, не подставят подножку, используя профсоюз, их не нужно дополнительно мотивировать и водить на корпоративы. Они быстрее, чем люди, точнее и производительнее. Промышленные роботы, конечно, совсем не новая история. Они используются на производствах разного типа уже несколько десятилетий, выполняя самую грязную, опасную, тяжелую и рутинную работу за людей. Но в последнее время, благодаря развитию технологий машинного зрения, распространению мобильных сетей связи, автоматизации роботы стали использоваться гораздо шире.

Они работают в логистике, на службе у государства, в сельском хозяйстве, строительстве, исследованиях, медицине. Oxford Martin School предсказывает, что в ближайшие 15-20 лет 40% рабочих мест в США займут боты. Причем они станут выполнять в том числе сезонные работы. Распространяется практика привлечения «железных помощников» на время сбора урожая или для посева семян, опрыскивания растений для борьбы с вредителями, для проведения токсичных покрасочных работ на строящихся объектах. Маркетологи уже придумали название такой услуге — RaaS (Robotics-as-a-Service: роботы как сервис).

Я сверху вижу всё, ты так и знай

Если говорить о развитии технологий беспилотных автомобилей, то нельзя оставить без внимания технологии машинного зрения, которые усовершенствовались в последние годы. На YouTube в конце октября появился ролик с автомобилем Tesla, движущимся самостоятельно по дорогам Калифорнии.

Эта картина заставила понервничать опытных водителей, которые отождествились с безвольно сидящим за рулём пассажиром. Но беспокоиться им было не о чем, по крайней мере этот ролик заканчивается хорошо — все остались целы и добрались до пункта назначения. В видео производитель демонстрирует, как машина считывает и интерпретирует информацию с трёх камер, расположенных на корпусе. На идеальных дорогах Кремниевой Долины этого вполне достаточно.

Но ученые пока еще не добились того, чтобы искусственные глаза роботов могли распознавать предметы, лежащие на дороге, и помогать автомобилю двигаться в сложных погодных условиях. Впрочем, даже в вечно солнечной Калифорнии беспилотные машины проявили себя не на сто процентов безопасными. Не так давно произошла первая трагедия с участием автомобиля Tesla, который двигался под управлением электронного интеллекта. Машина протаранила тягач с прицепом, водитель не успел взять управление на себя. Этот случай заставил людей задуматься о многом.

Зловещая долина

Автомобиль, убивший своего владельца, — сюжет, достойный фильма ужасов и ночной кошмар создателя Tesla Элона Маска — стал реальностью. Всё чаще и громче звучат тревожные прогнозы умнейших людей мира о том, что искусственный интеллект может стать последним изобретением человечества и уничтожить своих создателей. Маск тоже беспокоится об этом, считая, что ИИ может оказаться страшнее ядерного оружия.

Предприниматель стал одним из инициаторов Open AI — проекта по свободному распространению технологий искусственного интеллекта. Его идея в том, чтобы самые передовые разработки в этой области не оказались в руках нескольких крупнейших компаний с неясными намерениями.

Понятный ход, но есть и побочные последствия. Если код для «мозга» роботов создаёт множество людей с разным уровнем профессионализма, это может ещё больше всё запутать. Кто виноват в гибели сорокалетнего Джошуа Брауна, первой жертвы искусственного интеллекта автомобиля Tesla?

В законодательстве пока такие случаи вообще не рассматриваются. Хотя регулирование в области робототехники уже активизировалось. Каждый американский штат выбрал свою позицию относительно дронов и функций автопилота в автомобилях. Но вопросов в этой сфере так много, что это похоже на ящик Пандоры: стоит его открыть, и на человечество посыпятся проблемы.

Этические, моральные и философские вопросы, связанные с использованием роботов, нам ещё предстоит поднять и обсудить. Мы только-только начинаем задумываться о них. Стоит ли доверять роботам больше, чем своей интуиции? Этично ли помещать воспоминания и «виртуальный слепок» личности умершего в машину? Можно ли «убить» робота и необходимо ли наказывать за это его владельца? Кто должен ответить, если робот навредил человеку? Как насчёт секса с роботами?

Последний вопрос, похоже, один из самых животрепещущих. В Лондоне в декабре 2016 года пройдёт первый международный конгресс под названием «Любовь и секс с роботами». Там же покажут машины, похожие на людей. Остаётся непонятной причина, по которой роботы, чья внешность слишком близка к человеческой, вызывают иррациональный ужас. Этот эффект падения уровня симпатии при приближении к человеческой внешности прозвали «зловещей долиной».

Есть версия, что машина, чрезмерно похожая на своих создателей, перестаёт восприниматься как нечто искусственное, и мозг считает, что это ненормальный, а значит, опасный человек, этакий «живой труп». Что ж, ещё неизвестно, кто из нас живее на этой планете: роботы или люди. Возможно, наши машины переживут нас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Vkontakte Pocket Mail
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: