Вы читаете: История строительства дорог: от первого асфальта к фотоэлектрическому битуму

История строительства дорог: от первого асфальта к фотоэлектрическому битуму

История строительства дорог: от первого асфальта к фотоэлектрическому битуму

Парадокс человечества: люди стали строить дороги тогда, когда прекратили кочевую жизнь и стали вести оседлый образ жизни. Появление сельского хозяйства и, как следствие, развитие торговли, действительно требовали наличия путей сообщения. Первые сведения о дорогах история датирует четвертым тысячелетием до нашей эры. Одна из них – дорога возле одного из первых шумерских городов Ур в Месопатамии.

В Великобритании были обнаружены следы одной из самых первых дорог, которую назвали Свит-Трек. Она состояла из дубового настила, покрывающего деревянные перекладины. Дерево применялось разное – дуб, липа, ясень. Мощеные дороги появились где-то в 3 тысячелетии до нашей эры, в истории указываются известняковые дороги, найденные на острове Крит, а также мощеные кирпичом, впервые появившиеся в Древней Индии.

Римские дороги

Во времена древнего Рима развитие дорог было изначально обусловлено военными целями. Для захвата новых территорий и удержания уже завоеванных владений римляне активно строили целые сети дорог.

Как происходил этот процесс? Сначала землемер-геометр рисовал чертеж, линию дороги он пытался сделать, как можно ровнее. Затем рабочие «servus publicus» (рабы, находящиеся в собственности государства) рыли довольно глубокую борозду (от 1 до 1,50 м). После этого они заполняли  ее несколькими слоями: гравием, деревом, цементом, остатками керамики, и в конце концов покрывали дорогу большими плоскими камнями. Построенная дорога имела несколько выгнутую поверхность, что позволяло дождевой воде стекать в дренажные канавы, вырытые вдоль дороги.

Каждые 1 478 метров на римских дорогах ставили «веху» (мильный камень), благодаря которым подсчитывали число римских миль. Хорошая организация и рабочая сила в избытке позволяли работать быстро: 2 мили в неделю. В общей сложности Римская империя с 27 года до н.э. до своего падения имела сеть дорог протяженностью более 400 тысяч километров.

После падения империи дорогами долгое время не занимались, никто не ремонтировал их и не строил новых. Путешественники средневековья продолжали пользоваться римскими путями и довольствовались простыми грунтовыми дорогами.

На фото: римская дорога в наши дни

С развитием транспортных средств возникала необходимость создания новых, усовершенствованных дорожных полотен. «Жесткие» покрытия дорог стали делать уже в нашу современную эпоху.

От первого асфальта к фотоэлектрическому битуму

По-настоящему «жесткие» дороги начали развиваться уже в 20 веке, в эпоху расцвета автомобильной промышленности. Первый асфальт промышленного производства появился в начале 20 века, благодаря Эрнесту Гуглильминетти – доктору из Швейцарии, который предложил для строительства дорог связывать дорожную пыль со смолой. Идею Гуглильминетти, взяли за основу промышленники из швейцарского городка Лангетале, для производства установок, покрывающих автомобильные дороги смолой. Так было положено начало промышленному асфальтированию.
Если в Европе изобретали установки по выработке смолы, то в США велись разработки машин для переработки асфальтовой смеси на основе битума. Битум — это нефтепродукт, который и по сей день используется при асфальтировании.

Интересный факт: битум является аморфным веществом, то есть в твёрдом состоянии проявляет свойства жидкости. Чтобы доказать это, в 1927 году сотрудник Квинслендского университета Томас Парнелл поместил битум в воронку и стал ждать, когда он вытечет. Эксперимент удался: первая капля упала через восемь лет, за что Парнелл и удостоился Шнобелевской премии.

строительство дорог

За последнее столетие технология строительства дорог не изменилась: разметка территории, снятие грунта, наполнение полученной «ванны» песком и щебнем, укладка одного или нескольких слоев асфальта. Однако используемые продукты эволюционировали. В 1970-х годах появляется Colex, битум на основе эластомера СБС (стирол-бутадиен-стирол), имеющий  большую упругость. В 2005 году французская компания Colas разработала Végécol, «зеленый» битум, на основе сосновой смолы и рапсового масла.

Последний технологический прорыв: в 2016 году в департаменте Орн (Франция) открыли первый километр фотогальванического битума, под названием Wattway. Эта дорога из фотогальванических элементов сможет поставлять электроэнергию для общественного освещения небольшого города. Экологи объявили, что хотели бы видеть, как тысячи километров дорог превращаются в солнечные панели. Однако стоимость этой технологии, остается препятствием: эта экспериментальная дорога обошлась на 5 миллионов евро больше, чем  классическая дорога.

Деньги и время

Но даже с обычным покрытием строить дороги очень дорого. Изучим пример Франции. Здесь ремонт одного километра дороги стоит 300 000 евро: 200 000 евро за реконструкцию дорожного полотна и 100 000 евро за слой протектора. Строительство дороги «с нуля» обойдется в десять раз больше.

Строительство автобана еще дороже. Так, 50-километровый отрезок трассы A89 стоил 1,5 миллиарда евро, что составляет 30 миллионов за километр. Для автобана А41, соединяющего Анси и Женеву, цена достигла 46 миллионов евро за километр. И это не предел.

На строительство 12,5 километров набережного шоссе на острове Реюньон (заморского региона Франции) из бюджета выделено 1,66 миллиарда евро, то есть 133 миллиона евро за километр!

В настоящее время во Франции, согласно данным Союза французских профсоюзов дорожного хозяйства, 90 000 сотрудников работает в пятнадцати дорожно-строительных организациях, делящих между собой лакомый кусок в 14 миллиардов евро, выделяемых каждый год.

Кроме этих фантастических расходов строительство дорог требует много времени. Проход все этапов: от предварительных исследований (тип почвы, экологические меры предосторожности), декларации общественной полезности, которую выдает кабинет министров после многочисленных консультаций, проектирования до завершения строительства может пройти от  нескольких месяцев до нескольких лет.

Например, автомагистраль A1 (самая загруженная дорога Франции, по которой проезжает  100 000 автомобилей в день), начатая в 1950 году, была завершена через семнадцать лет. Работы на  трассе A89 работа были начаты в 1991 году, а завершились в 2015, скорость строительства составила 380 метров в неделю. Так что, до темпов римлян, с их тремя километрами в неделю, французам далеко.

На фото: эта удивительная машина, созданная в Нидерландах, может проложить до 400 квадратных метров улицы за один день. Ее цена 50 000 долларов.

По материалам: Capital.fr

Читайте также:

0 243 0
18:22, Июн 17, 2017 Анна Степанюк

Городской транспорт: экскурс в прошлое и прогнозы на будущее

Общество

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Pocket Mail
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: