Похвала ребенку – прекрасный способ подчеркнуть его достижение и вдохновить малыша на новые высоты. Но если выбрать ¦неудачные высказывания, то комплимент может привести к зависимости и стрессу у ребенка. Как придавать ребенку, чтобы избежать стрессовых ситуаций в важный военный период, делится педагог, психолог и руководитель дистанционной школы "Атмосферная школа" Татьяна Серебрянская.

Об этом пишет Telegraf.

По ее словам, похвала в обучении столь же важны, как и горючее для движения автомобиля. Однако, если загрузить транспорт горючим низкого качества, он не преодолеет большого расстояния. То же касается и признания: оно может быть полезным или вредным.

Известная итальянская педагогиня Мария Монтессори утверждала: если использовать признание как награду за работу, это приведет к зависимости у ребенка. Для нее важнее не результат, а реакция родителей. Таким образом, у детей может сформироваться зависимость от мнения других людей.

Еще раньше китайский философ Лао-цзы высказал мнение об опасной стороне признания. Он сказал, что если человек измеряет свой успех мерой чужих похвал, то «его тревога будет бесконечной».

- Поэтому важно, чтобы родители научились выражать признание детям так, чтобы обойтись без стрессов, которые и так насыщают тяжелое военное время. Для этого достаточно запомнить несколько простых правил, - отметила Серебрянская.

Правило первое: всегда конкретизируйте признание

Когда вы хотите выразить признание ребенку, избегая фраз типа "Ты настоящий талант!", "Великолепная работа", "Ого, это круто!"… Американский психоаналитик Стивен Гросс считает такие высказывания "пустыми фразами". Попытайтесь сосредоточиться на том, что у ребенка удалось особенно хорошо. Будьте более конкретными.

- Хорошей заменой могут быть следующие высказывания: "Этот рисунок выглядит как настоящее искусство", "Ты очень хорошо справился с соло на этот раз", - рекомендует Татьяна Серебрянская. – Если же результат не совсем удовлетворительный, можно просто поощрить ребенка: "Ты хорошо вложился в этот проект". "Ты на правильном пути, у тебя все получится". Дети чувствуют фальшь, поэтому никогда не врете ради мотивации.

Правило второе: не сбавляйте достижение ребенка

Иногда родители хотят выразить признание ребенку, но делают это так неудачно, что попытки становятся упреками. Например, "Ты молодец, который сам оделся, но ты мог это сделать быстрее".

- Достаточно добавить точку перед "но", чтобы ребенок не чувствовал вину, - замечает Татьяна Серебрянская. – Вот еще один вариант признания с отрицательным оттенком: "Ты сделал домашнее задание, но я трижды просила тебя об этом". Ту же фразу можно выразить положительно: "У тебя есть волевые качества. Ты справился с домашним заданием.

Правило третье: оценивайте поступки ребенка, а не его самого

Психологи провели увлекательный опыт. После выполнения задания первой группе детей сказали, что они очень умны, а вторую похвалили за усилия. На следующем этапе дети из первой группы воздерживались от риска, выбирая только задачи, которые они уверенно выполнят. Участники второй группы выдвигались рискованно, пытаясь решить все задачи независимо от их сложности. После эксперимента дети из первой группы испытывали разочарование, а дети из второй гордились собой, даже если не все задачи удалось выполнить.

– Что нам говорит этот эксперимент? Когда мы хвалим ребенка за интеллект — "Ты такой умный!", "Ты гений!" – это убеждает ее, что это постоянная черта, и она ничего не может изменить в себе, чтобы улучшить, – рассказывает Татьяна Серебрянская. — Дети, которых постоянно хвалят, боятся взяться за сложные задачи, испуганные возможностью получить плохой результат и повредить свою репутацию. Всегда делайте упор на усердие и усилия ребенка при выполнении заданий, а не на его характеристике.

Правило четвертое: не сравнивайте своего ребенка с другими

Каждый ребенок уникален, поэтому нет смысла сравнивать его с другими. Фраза "Твой рисунок хорош, но Коля нарисовал лучше" — неблагоприятная форма признания, которая отрицательно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.

- сравнение с другими ухудшает взаимоотношения между родителями и ребенком. С фактической точки зрения это создает у ребенка негативную среду, где ее собственная оценка себя занижается», — отмечает Татьяна Серебрянская. — Возможно, во время общения с другими родителями вы будете естественно сравнивать своего ребенка с другими учениками, но эти сравнения не должны превращаться в высказывания. Лучше сосредоточьте внимание на том, что делает вашего ребенка уникальным. Не рекомендуется сравнивать ребенка с другими.

Читайте также:

Родителей предупредили: как теперь можно получить медицинскую справку для зачисления ребенка в сад или школу

Родителям это будет интересно: почему за границей детям в школах не ставят домашние задачи

Запомните это раз и навсегда: что делать, если в школе требуют деньги на шторы или вазоны