Евровидение 2017
Новости Статьи
Вы читаете: Аграрная отрасль Украины: реалии не так оптимистичны, как рисует правительство

Аграрная отрасль Украины: реалии не так оптимистичны, как рисует правительство

Аграрная отрасль Украины: реалии не так оптимистичны, как рисует правительство

Правительство постоянно говорит о том, что аграрная отрасль – локомотив отечественной экономики. Но действительно ли все так оптимистично, как представляют чиновники в дорогих кабинетах?

Пока что правительство поддерживает аграриев больше на словах, чем на деле. В течение прошлого года ходили разговоры и об увеличении в 20 раз бюджета аграрно-промышленного комплекса, и о включении в бюджет 5,5 млрд гривен на развитие отрасли. Аграриям даже обещали направить 1% от доли сельского хозяйства в ВВП на развитие малых и средних фермеров. Но в бюджете на 2017 год эти инициативы так и не нашли конкретного отображения.

Чем же сегодня живет украинская аграрная отрасль? Давайте попробуем разобраться подробнее.

Слабый темп реформ

О темпах реформ в сельском хозяйстве красноречиво говорит рейтинг министерств-реформаторов, составленный экспертами проекта VoxUkraine. В нем Министерство аграрной политики и продовольствия заняло последнее место.  При этом в таких важных направлениях, как борьба с коррупцией, государственные закупки, эффективность госрасходов, административные услуги, децентрализация и корпоративное управление министерство получило оценку 0 баллов.

Все реформы свелись к разработке двух проектов законов. Первый касается нормирования обращения биологических видов продукции, второй – приватизации государственного предприятия «Укрспирт».

Правительство нахваливало свои новые стратегии в аграрной отрасли, но сейчас картина здесь выглядит довольно печально. Минапгрополитики решило отказаться от «Единой комплексной стратегии и плана действий развития сельского хозяйства и сельских территорий в Украине на 2015–2020 годы». Вместо этого была представлена стратегия, суть которой вместилась на 10 слайдах. Фактически, сейчас программным документом для аграриев является Стратегия развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года, которую принимало еще правительство Азарова.

Минагрополитики намерено перейти к среднесрочному планированию, но пока что представители министерства не предлагают конкретных методов решения насущных вопросов. К примеру, даже редакцию закона о государственной поддержке и программу развития аграрной отрасли команда министерства взяла у своих предшественников, немного ее переделав. Но в действительности все эти документы едва ли можно сопоставить с реалиями, с которыми сталкиваются аграрии.

2016 год в контексте изменений в законодательстве также сложно занести в актив. Все реформаторские инициативы, включая попытки оптимизировать систему налогообложения и государственную поддержку, закончились провалом.

Земельный вопрос

Вопрос формирования рынка земли в Украине сейчас стоит очень остро. Если говорить о примерно 10 млн гектаров земель, которые принадлежат государству, то в первую очередь необходимо объяснить, ради чего их следует выставить на продажу. Чтобы просто удовлетворить требования МВФ или ради роста экономики страны? Предполагается, что рынок земли позволит местным бюджетам получить примерно 1 млрд гривен, но возникает вопрос о рациональном их использовании. И конечно же, стоит четко объяснить, кто и в каком количестве может получить государственные земли.

Но пока что четких сигналов от правительства не поступает. Похоже на то, что органы власти просто не заинтересованы в том, чтобы создать структурированный и прозрачный рынок земель с/х назначения. Для правительства легче всего объяснять земельные реформы требованиями МВФ, тем самым манипулируя сознанием рядовых граждан.

Нельзя говорить, что открытый рынок земли позволит Украине привлечь иностранные инвестиции или внимание крупных корпораций.

Важно понимать, что иностранные инвесторы хотят видеть в Украине настоящий рынок земли, а не его имитацию.

Разумеется, в том виде, в котором сейчас предлагается открыть рынок земли, иностранные компании на начальном этапе не получат доступа к украинский пашне. И дело здесь не только в том, что общество выступает против иностранных инвесторов. Важную роль играет и нежелание парламента принимать необходимые законы. Возможно, свою лепту в торможение аграрной реформы вносят аграрные холдинги, которые устраивает аренда земли в ее нынешнем виде.

Кроме того, многие бизнесмены и чиновники с теневыми финансовыми ресурсами рассматривают землю, как перспективный объект для инвестиций, который будет только дорожать. Земля позволяет легализовать теневые средства в Украине вместо того, чтобы прятать их в офшорных зонах.

Чтобы урегулировать рынок земли, достаточно политической воли и согласованных действий разных органов власти. Необходимо прежде всего прописать четкие правила использования земельных ресурсов. Определенность на рынке земли позволит существенно пополнить бюджет страны.

Если говорить о мгновенном снятии моратория на землю, то такое решение без определения четких правил оборота земель еще больше усугубит ситуацию. Оно вызовет негодование большого количества аграриев и окончательно разрушит доверие к власти.

Слабая государственная поддержка

Как известно, с начала 2017 года Верховная Рада отменила специальный режим НДС, приняв законопроект №5225. Все дальнейшие инициативы, связанные с попытками внедрить другие меры для поддержки аграриев, выглядели довольно искусственно и неэффективно.

Политики начали на каждом шагу говорить о сумме в 4 млрд гривен. Это средства, которые удалось аккумулировать от спецрежима НДС в животноводстве, производстве молока, мяса, сахара, овощеводстве, садоводстве и виноградарстве. Эти деньги было предложено вернуть аграриям в качестве бюджетной дотаций, размер которой определялся бы в зависимости от доли уплаченного НДС представителями отдельной отрасли.

Читайте также:

0 2010 1
19:02, Дек 09, 2015 Алексей Мельниченко

15 фактов, которые свидетельствуют о мощности аграрной отрасли Украины

Бизнес и финансы

Для прямой государственной поддержки в бюджете на 2017 год необходимо было прописать отдельную бюджетную программу. Но этого так и не было сделано.

Правительство решило профинансировать 4 млрд гривен от спецрежима за счет программы «Финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей». С этой целью расходы на ее реализацию увеличили с 3,3 млрд грн до 4,7 млрд грн. Отдельным постановлением Кабмин определил, что 4 млрд грн будут направлены на бюджетные дотации, а 550 млн – на помощь аграриям в покупке сельхозтехники. Куда направят еще 150 млн грн – пока остается загадкой.

В итоге сложилась ситуация, когда с целью реализации одной бюджетной программы Кабмин принял сращу два постановления, при этом распределение миллиардных сумм также определяется распоряжением правительства, а не госбюджетом. В результате Государственная фискальная служба одновременно собирает налоги, определяет порядок выдачи дотаций, регистрирует их и даже следит за использованием.

Непродуманный процесс распределения бюджетных дотаций ведет к тому, что 2 млрд бюджетных средств получит одна из разновидностей животноводства – птицеводство.

С момента принятия бюджета прошло больше двух месяцев, а Министерство аграрной политики и продовольствия до сих пор не определило порядок использования средств. Фактически это значит, что аграриям не приходится рассчитывать на помощь государства к моменту старта весенне-полевых работ.

Также существует задолженность по программам поддержки предыдущих лет, размер которой некоторые эксперты оценивают в 1 млрд грн. Из-за этого зависла в воздухе поддержка таких отраслей, как животноводство, хмелеводство, садоводство и виноградарство.

Возникают вопросы и относительно программы удешевления стоимости кредитных ресурсов на 300 млн грн, которая действовала в 2016 году. Она не требует нового порядка использования денег, но пока что ее реализацию задерживают. Госфонд поддержки фермерских хозяйств в 2017 году получит 25 млн грн. Кроме того, 40 млн ожидается получить вследствие возврата денег заемщиками.

В 2016 году дождались выделения средств только 70 фермерских хозяйств из 36 тысяч. Тех средств, которые реально есть в текущем году, хватит на покупку примерно 5 комбайнов…

Распиаренная бюджетная программа по удешевлению на 20% украинской сельхозтехники для отечественных аграриев, в рамках которой правительство собирается выделить 550 млн грн, также не выглядит панацеей. Во-первых, далеко не все сельхозпроизводители смогут купить оборудование. Во-вторых, качество техники не станет лучше и будет заметно уступать иностранным аналогам. Идеальный вариант заключался бы в том, чтобы фермеры могли купить любую технику, но Кабмин все равно частично покрывал их расходы.

В результате получается, что средства в бюджете-2017 будут распределяться между аграриями в ручном режиме. Это не добавляет уверенности фермерам, которые и так не слишком верят в беззаботное будущее из-за отмены спецрежима НДС и перехода на общую систему налогообложения.

Естественно, в развитой стране в аграриев априори не должно возникать вопросов к бюджетной поддержке и системе налогообложения. Но в Украине пока что все иначе. Выход из ситуации заключается в том, чтобы власть перестала экспериментировать в агропромышленном комплексе и принялась разрабатывать новую систему налогообложения для аграриев.

Только когда аграрии почувствуют реальную поддержку правительства, они смогут наращивать производство. В противном случае, локомотив украинской экономики может попросту остановиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Vkontakte Pocket Mail
Оставить комментарий
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: