Медреформа? Пока нет. А что да?

Медреформа? Пока нет. А что да?

Медреформа — «горячая» тема. Если откровенно, то Правительству не позавидуешь. С одной стороны – стареющее и бедное население. С другой – жесткая необходимость сокращать бюджетные расходы. И цена вопроса – велика: суммарные расходы на здравоохранение только из центрального государственного бюджета превышают 72 млрд грн. Это второе по размеру распределяемых сумм министерство. Минздрав уступает только минсоцзащиты, в бюджете которого предусмотрена субсидия Пенсионному фонду Украины.

Читайте также:

0 588 0
08:45, Июн 19, 2017 Алексей Мельниченко

Выпускной-2017 в Украине: во сколько обойдется родителям праздник

Общество

Деньги, которыми оперирует минздрав, состоят из двух неравных частей. Первая, меньшая – чуть более 16 млрд грн, которыми распоряжается собственно минздрав. Вторая – чуть более 56 млрд грн, которые передаются в виде субсидий местным органам власти для содержания медицинских учреждений в городах, районах и областях.

Что собой представляет запущенная медицинская реформа?

Честно? А пока что ничего помимо новых принципов распределения вот тех самых 72 млрд грн. не озвучено. Хотелось бы видеть систему контроля качества предоставляемой помощи и жесткую привязку денег к получателю услуг, но выглядит все несколько иначе.

В целом система выглядит так: вводятся три разных уровня медицинской помощи и три типа оплаты такой помощи. Первый – это неотложная (в том числе – скорая) помощь, а также услуги семейных врачей и педиатров. Второй уровень – специализированная помощь. Третий уровень – высокоспециализированная помощь. Пока что все выглядит так, что обратиться непосредственно к узкому специалисту пациент не сможет – он должен обратиться сперва к семейному врачу, а уж тот, если сочтет нужным, направит к узкому специалисту.

Что касается типов оплаты медпомощи – вводятся «зеленый», «синий» и «красный» уровни. «Зеленый» — это, в основном, все то, что входит в первый уровень помощи. Его государственный бюджет должен оплачивать полностью. В том числе – медикаменты с доказанной эффективностью. «Зеленый» — это, в том числе, и помощь семейного врача.

«Синий» — это совместная оплата пациентом и из госбюджета. Он распространяется, преимущественно на второй уровень. И, наконец, «красный» — это все остальное. Оно оплачивается пациентом самостоятельно.

Как это должно работать

Что уже принято Радой? В первом чтении одобрен законопроект 6327, который регламентирует новые принципы финансирования медицинской помощи. Ключевой принцип – декларация о том, что «деньги идут за пациентом».

Как это должно работать? Если верить и.о. министра здравоохранения Ульяне Супрун, тот же семейный врач будет заключать договор на обслуживание с гражданином. За каждого полученного под опеку гражданина такой врач будет получать определенную сумму ежемесячно (в данном случае — вне зависимости от числа обращений от пациента за отчетный период). Больше доверия к врачу, больше обслуживаемых граждан – больше зарплата конкретного врача и больше доходы конкретной поликлиники.

Пока, однако, из закона совсем не понятно, можно ли использовать этот механизм для того, чтобы хотя бы частично финансировать аналогичный договор с доктором из частной клиники. Понятно, что тарифы частной клиники существенно выше, чем в государственной, но хотя бы отчасти могут небедные люди профинансировать свои обращения к врачам? Они же тоже платили налоги – и много. Пока что – неочевидно, есть ли такая возможность.

Также не вполне понятно, как быть, если на конкретного доктора в госполиклинике есть ажиотажный спрос ввиду его высокой квалификации. Кого позволят к нему «приписать», а кому откажут? Тем более, что принцип территориальности по части «прикрепления» к поликлиникам и врачам отменен. То есть житель одного района города, к примеру, сможет пользоваться услугами поликлиники в соседнем районе.

Что касается специализированной помощи, то тут все сильно сложнее – очевидно, что там будут оплачиваться обращения и лечение по конкретным поводам. И здесь сразу букет проблем. Первая – что считать достаточной медицинской помощью? Ну, скажем, набор анализов, процедур и медикаментов может здорово различаться и по составу в принципе, и по происхождению медикаментов, аппаратуры, материалов. И что с этим делать? На что именно имеет право рассчитывать пациент в смысле оплаты? Что именно должны ему предоставить ввиду возникшей с его здоровьем ситуации?

Пока что речь идет о так называемых протоколах лечения, а точнее – клинических наставлениях (так называемые «клінічні настанови»). То есть о детально описанных процедурах лечения, назначения анализов и медикаментов для тех или иных ситуаций. Их переводят и адаптируют к украинским условиям. Утверждает клинические наставления минздрав. Что там написано – пока что загадка. Я – не медик. Поэтому жду отзывы от практикующих врачей.

Розовых пони, питающихся радугой, в медреформе не будет. Потому что в среднем бюджет имеет около 2000 гривен на человека в год. Этого унизительно мало. Каждый из нас в меру своих возможностей компенсирует нехватку средств из своего кармана, когда платит за медикаменты в аптеке, за лечение и анализы в частной клинике, а также вознаграждение в карман врачу из государственной больницы.

Чего опасаться

Самый главный дефицит в медреформе пока что – это нехватка рычагов влияния со стороны потребителя (налогоплательщика и пациента). Более того, даже убого работающая система финансирования и контроля медучреждений со стороны местных властей тоже ликвидируется. Деньги, которые сейчас распределяются в качестве субвенций местным органам власти на содержание лечебных учреждений, будут распределяться Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ). Так вот закон об изменениях в бюджетный кодекс, которые вводят новый механизм, так и не были принят — законопроект 6329 с соответствующими нормами был отклонен в тот же день, когда приняли в первом чтении законопроект 6327.

Конечно, сопротивление пробьют и примут законопроект 6329 – и НСЗУ начнет работать, напрямую управляя финансовыми потоками. Местные власти потеряют финансовые рычаги влияния на местные медучреждения. Хотя есть не один и не два примера, когда именно местные власти компенсировали ошибки и злоупотребления чиновников минздрава. Одна только история с не/закупками сывороток и вакцин минздравом чего стоит. И связанная с ней история о самостоятельных закупках этих препаратов по распоряжению местных властей – в некоторых областях, увы – не всюду.

Читайте также:

1 1856 8
13:27, Мар 13, 2017 Анна Степанюк

Медицина будущего: 15 инноваций, которые придут на помощь больным в ближайшие годы

Статьи

Разрыв между реальным потребителем (пациентом) и заказчиком (НСЗУ) медицинских услуг является источником колоссального риска — коррупционного, в том числе.

Также есть риск утраты высокоспециализированных медучреждений. Они будут переведены на «зарабатывание» денег за счет платежей от пациентов. При удручающе низкой платежеспособности населения и отсутствии разветвленной системы добровольного медицинского страхования такие медучреждения просто не найдут деньги на свое содержание и развитие. Вопросов нет – они и сейчас не особо благополучны. И ввиду коррупции при закупках, и ввиду теневого использования их потенциала. Но и новый подход не многим лучше.

Самое интересное, что предложенная система финансирования медпомощи никоим образом не останавливает систему поборов в медучреждениях. Потому что в ней пациент отстранен от оперативного реагирования на не/эффективность предоставляемых медицинских услуг. По крайней мере, пока медреформа выглядит именно так.

В новой медреформе пока что не видать «адвоката пациента», в  роли которого для имеющего медицинскую страховку выступает представитель страховщика. Тот самый представитель, который профессионально контролирует адекватность и эффективность медпомощи, предоставляемой за деньги страховой компании.

Также в новой медреформе нет никаких налоговых стимулов для тех, кто готов освободить государство от финансирования своего лечения. В Налоговом кодексе давно висит неработающая норма о налоговых вычетах в связи с тратами на медицину и добровольную медстраховку. Медреформа об этой норме пока что так и не вспомнила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Pocket Mail
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: