Вы читаете: Сервис BlaBlaCar: как обстоят дела компании на украинском рынке

Сервис BlaBlaCar: как обстоят дела компании на украинском рынке

Сервис BlaBlaCar: как обстоят дела компании на украинском рынке

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar стремительно завоевал популярность на мировом рынке. Украинцы также оценили его выгоду и удобность. Hyser проанализировал, как идет бизнес компании в Украине, и чего она может достичь на украинском рынке.

Сервис BlaBlaCar работает в 22 странах мира, а его клиентская база насчитывает около 45 млн пользователей. В Украину компания пришла в начале 2014 года, когда приобрела отечественный стартап «Подорожники».

Идея сервиса очень проста: водитель, который планирует поездку из одного города в другой, ищет пассажиров, компенсирующих ему расходы на бензин. Цены можно варьировать с учетом количества мест, расхода топлива и расстояния между городами. Например, на сайте компании говорится, что из Киева в Одессу можно доехать за 235 грн, в Харьков – за 240 грн, а во Львов – за 270 грн.

Как сервис пришел в Украину

Руководитель украинского подразделения BlaBlaCar Алексей Лазоренко

Компания BlaBlaCar была основана в 2006 году во Франции, но в Украину пришла только спустя 8 лет. Помогла этому встреча в 2013 году сооснователя и генерального директора сервиса Николаса Брюссона и украинского IT-предпринимателя Алексея Лазоренко, который со своей командой как раз работал над сервисом «Подорожники». Как и BlaBlaCar, украинский стартап базировался на идее поиска попутчиков.

По словам Лазоренко, сервис ориентировался на украинский и российский рынок, а чтобы их покорить, необходимо было активно инвестировать в свой рост и маркетинг. Для этого стартап начал вести переговоры с венчурными фондами. Представители компании общались с разными инвесторами. Судьбоносным стало письмо, адресованное венчурной компании Accel Partners из США.

Алексей Лазоренко признается, что обращался туда без особых надежд, но внезапно получил ответ. Оказалось, американцы ранее инвестировали во французский стартап Covoiturage.fr, с которого и вырос BlaBlaCar. Они предложили украинцам «сделать общую историю» с французскими коллегами.

Спустя 2 месяца Лазоренко отправился в Париж на переговоры с Николасом Брюссоном и другими сооснователями BlaBlaCar – Фредериком Мазеллой и Франциссом Наппесом. На тот момент у сервиса во Франции уже была аудитория в 1 млн клиентов, поэтому он в определенной мере мог диктовать свои условия. Но поскольку у компаний было общее видение развития бизнеса, через 10 месяцев тяжелых переговоров, им удалось достичь консенсуса. BlaBlaCar фактически поглотил сервис «Подорожники», а Алексей Лазоренко получил опцион и должность руководителя подразделения компании в Украине и России.

Попытка сыграть по новым правилам

BlaBlaCar сразу полюбился украинским пользователям и начал постепенно набирать популярность. В конце 2015 года сервис представил опцию онлайн-бронирования поездок. По словам Алексея Лазоренко, после этого BlaBlaCar превратился в «полноценную транспортную систему».

Если раньше водители и попутчики договаривались на словах, то теперь пассажирам предоставили возможность бронировать места и получать уведомления о брони. Однако из-за склонности украинцев все планировать в последний момент эта функция не принесла ожидаемой пользы. Лазоренко говорит, что если в Германии пассажиры планируют поездки за 3–5 дней, то в Украине этот процесс занимает пару часов. В итоге многие водители не видят смысла выставлять поездки за 1–2 недели до актуальной даты.

Хотя в BlaBlaCar не говорят о своих финансовых показателях, но очевидно, что компания в Украине испытывает проблемы с монетизацией. Водители бесплатно размещают объявления на сайте, попутчики их находят и платят лично во время поездки. В результате выгоду получают все, кроме самой компании.

Чтобы изменить ситуацию, BlaBlaCar осенью прошлого года анонсировала введение комиссии с пассажиров. Такая схема монетизации работает в Испании, Италии и Франции. Размер комиссии должен был составлять до 20% от стоимости поездки. В России компания в качестве эксперимента даже ввела комиссию на некоторых маршрутах, но потом внезапно решила отложить этот способ монетизации на будущее. Вероятно, пользователи оказались не готовы платить за услуги посредника.

Сказывается и то, что в Украине людям по-прежнему более удобно рассчитываться наличными, чем в онлайн-режиме. Из-за этого даже Uber сделал для нашей страны исключения и представил возможность оплаты непосредственно водителю.

По словам Николаса Брюссона, главная задача компании на постсоветском пространстве на данный момент заключается в развитии сообщества. Он отмечает, что в Украине и России сервис может оставаться бесплатным еще в течение нескольких лет.

Алексей Лазоренко отмечает, что компания вкладывает в развитие новых рынков средства, которые она получает в странах, где эффективно работают механизмы монетизации.

«Мы пришли к пониманию, что лучше ввести монетизацию позже, но для большего комьюнити. Это более рискованно, но это тот риск, на который идут многие инвестиционные проекты в новых индустриях. Логика довольно прагматична: получить доллар сейчас или десять долларов через три года», – говорит Лазоренко в одном из интервью.

Репутационные риски

Пропавший без вести Тарас Позняков

В BlaBlaCar любят повторять, что их взаимоотношения с клиентами строятся на доверии. Мол, пассажиры, если им не понравится водитель, могут поставить ему неудовлетворительную оценку, и это станет сигналом для остальных. Однако в Украине эта система взаимного доверия дала сбой и привела к трагическим последствиям.

Весной прошлого года по дороге из Львова в Киев исчез 25-летний Тарас Позняков, который взял к себе двоих попутчиков. В последний раз парня видели на одной из заправок в 25 км от Киева, а потом он пропал без вести.

Автомобиль Познякова спустя несколько дней обнаружили в одном из гаражей под Киевом с множественными следами крови, а вот тело Тараса найти так и не удалось. Официально он считается пропавшим без вести. При этом полиция установила личности обоих его попутчиков и даже задержала одного из них. Эти люди оказались связаны с криминалом и очень вероятно, что они сознательно воспользовались BlaBlaCar, чтобы угнать машину. Однако в этом деле до сих пор вопросов больше, чем ответов на них.

После этого украинские пользователи начали задаваться вопросом: а насколько безопасны поездки через BlaBlaCar? В компании признались, что случай с Позняковым стал беспрецедентным – такого не было ни в одной из 22 стран, где работает сервис.

В BlaBlaCar говорят, что изучают профили водителей и пассажиров. При этом аккаунт на сервисе обязательно связан со страницами в соцсетях. Также клиенты указывают адрес электронной почты и номер телефона. Впрочем, история с Тарасом Позняковым показала, что эта система не идеальна.

Так как водители указывают марку своего авто на сайте, то теоретически они могут стать жертвой преступников. В наше время раскрутить фейковый профиль в соцсетях можно за пару дней, поэтому чрезмерное доверие, исповедуемое BlaBlaCar, резонно вызывает сомнения.

Эта история заставила компанию подумать о дополнительных мерах безопасности, например, обязательной отправке сканов документов, которые удостоверяют личность. Однако пока что система авторизации остается прежней.

Еще одна проблема – водители, которые используют сервис для регулярных пассажирских перевозок. Это противоречит принципам BlaBlaCar и ведет к блокировке профиля. Такая схема встречается и в других странах, но очень редко. В Украине, как признаются в компании, водители намного чаще пытаются использовать сервис в коммерческих целях. Все это также не способствует формированию доверия к BlaBlaCar со стороны клиентов.

Безусловно, компания сразу же заносит в «черный список» водителей, которые отметились серьезными нарушениями – использованием автобусов вместо автомобилей, завышением стоимости или неадекватным поведением. В критических ситуациях BlaBlaCar может даже предоставить данные пользователей сервиса полиции. Тем не менее очевидно, что система безопасности требует дальнейшей доработки.

Планы на будущее

В мае BlaBlaCar представил во Франции новый сервис – BlaBlaLines. Он предоставляет возможность водителям автобусов анонсировать регулярные недлинные маршруты и набирать пассажиров. В среднем стоимость такой поездки составит 6 евро с человека, и компания намерена зарабатывать за счет комиссии. Сейчас сервис внедрили на нескольких маршрутах, но в следующем году он заработает в масштабах всей Франции.

Руководители BlaBlaCar не говорят, когда подобный сервис может появиться в Украине. Молчат они и о том, как они планируют развивать местное подразделение. Вместо этого тот же Николас Брюссон рассуждает о более далеком будущем, когда автомобили станут беспилотными. По его словам, это случится уже через 10–20 лет, и тогда возникнет вопрос: зачем людям вообще нужны личные авто?

Читайте также:

0 566 4
16:44, Май 04, 2017 Янина Дикая

Uber глазами украинцев: спорный сервис и изменчивые цены

Бизнес и финансы

Брюссон уверен, что в будущем возникнут большие автопарки, которые будут принадлежать городским властям или государству. Разумеется, останутся и те, кто будет отдавать предпочтение личному транспорту. На этих людей и будет ориентироваться компания. Брюссон говорит, что его главная мечта – превратить каждый автомобиль со свободными местами в BlaBlaCar.

А пока что сервис продолжает осваиваться на украинском рынке. За три года BlaBlaCar обзавелся верными клиентами, но все же рано или поздно компании придется думать о монетизации. И тогда лояльность пользователей может значительно снизиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Pocket Mail
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: