Евровидение 2017
Новости Статьи
Вы читаете: Как Uber приблизилась к своему краху

Как Uber приблизилась к своему краху

Как Uber приблизилась к своему краху

Uber очень быстро превратился из неизвестного стартапа в лидера рынка вызова такси. Компания молниеносно заходила в новые страны, заставляя местные службы такси буквально паниковать.

Теперь позиции Uber не кажутся такими непоколебимыми, как раньше. У компании появились сильные конкуренты вроде Lyft, она была вынуждена уйти с китайского рынка, да и в целом столкнулась с кризисом роста. И вот на днях случилось событие, которое может сыграть ключевую роль в будущем Uber.

Компания Google заявила, что Uber украла у них коммерческую тайну. Это серьезное заявление, которое может иметь для сервиса очень плохие последствия. В борьбе с конкурентами Uber не стеснялась применять все средства. Благодаря такому подходу компания превратилась из перспективного стартапа в сфере совместного потребления в технологического монстра, капитализация которого достигла 68 млрд долларов.

Постоянные проблемы

В течение последних недель Uber оказалась в эпицентре нескольких скандалов. Сначала компания довольно мягко отреагировала на антииммиграционный указ президента Трампа, вследствие чего около 200 тыс. клиентов принялись бойкотировать Uber. Затем появились сообщения о том, что компания пользовалась особенным программным обеспечением, чтобы обойти местное законодательство. В конце концов, топ-менеджеров Uber обвинили в шовинизме и игнорировании фактов сексуальных домогательств внутри компании.

CEO Uber Трэвис Каланик заявил, что компании необходимо улучшать корпоративную культуру. Незадолго до этого в сети появилось видео, на котором сам Каланик ругает одного из таксистов.

Инвесторы пока что верят в то, что Uber справится с этими проблемами. А вот иск Alphabet, поданный в конце прошлого месяца, может нанести серьезный удар по позициям Uber. Суть иска заключается в том, что технологическая корпорация обвиняет дочернее подразделение Uber под названием Otto в краже технологий автономного управления для автомобилей у Waymo, од­но­го из под­раз­де­ле­ний Alphabet.

Такие инциденты случаются в  технологической отрасли, поскольку талантливые сотрудники часто оставляют большие корпорации, чтобы создать свой стартап. В иске сказано, что экс-сотрудник Waymo Энтони Левандовски ушел из компании в начале прошлого года, чтобы основать Otto. При этом он взял в новый проект технологию лидара – главного сенсора системы беспилотного управления.

Спустя пару месяцев Uber выложила за покупку Otto 680 млн долларов, купив вместе со стартапом сворованную технологию. Левандовски фактически «поймали на месте преступления»: его подопечные ошибочно отправили в Waymo письмо, которое должно было пойти Uber. Представители Waymo увидели, что в письме описываются схемы, очень похожие на их собственные разработки. Google и раньше подозревала своего экс-сотрудника в воровстве секретных данных, а после получения письма у нее появилось прямое доказательство. Компания сразу подала иск.

«У нас будет возможность объяснить наш взгляд в ближайшее время, и мы очень ждем этого момента», – говорит сотрудник Uber.

Игра против правил

В отличие от обвинений в сексизме, суд против Google может пошатнуть позиции Uber. Для компании, которая работает в сфере перевозок, беспилотные машины могли бы стать катализатором роста финансовых показателей. Впрочем, Uber не слишком успешно работала над развитием технологий автономного вождения.

В 2016 году Каланик признался, что его компания приобрела Otto потому, что «понимает, что мир непременно перейдет на самоуправляемые автомобили. Если Uber не станет одним из первопроходцев, то будущее может очень быстро пройти мимо нас».

Если Alphabet докажет в суде свою правоту, то Uber, скорее всего, приостановит свою программу автономного управления и начнет работу в этом направлении сначала. Компания и так теряет около 1 млрд долларов в год, поэтому такой удар может стать для нее окончательным.

Эксперты говорят, что Uber может просто заплатить Alphabet за использованную технологию. Однако судебные разбирательства способны окончательно испортить атмосферу в команде Uber.

Один из инвесторов компании признается: «Из компании все чаще уходят менеджеры, и это демонстрирует то, как Uber относится к происходящему. Вспомните также отчеты компании, в которых можно увидеть, как много средств она теряет. Вероятно, что все закончится плохо. В это до сих пор сложно поверить. Несколько лет назад я считал, что Uber — это логистическая компания будущего».

Большинство инвесторов смотрят на ситуацию более оптимистически. Один из них сказал журналистам, что Uber уже решила все свои проблемы. Другой отметил, что после того как Uber получит статус публичной компании, ее стоимость составит 100 млрд долларов.

Один авторитетный венчурный капиталист, пожелавший сохранить анонимность, заявил: «Uber и дальше будет сохранять влияние на рынке. Иначе быть не может». Но вместе с тем он отметил, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США может создать для Uber ряд проблем, если выяснится, что компания знала о конфликте интересов во время покупки Otto.

Тем временем Waymo и дальше ищет возможности, чтобы еще больше расшатать позиции Uber. На прошлой неделе компания подкорректировала исковые требования, вписав в них пункт о запрете использования Uber якобы украденной технологии автономного управления. Это может действительно стать болезненным ударом.

Инженер Google Пьер-Ив Дроз, который вместе с Левандовски и Эндрю Шульцем создал компанию, послужившую фундаментом проекта Google в сфере беспилотного вождения, говорит, что Левандовски всегда планировал основать собственный стартап.

«Я хорошо припоминаю, как в январе 2016 года мы с Левандовски гуляли по офису. Он отметил, что в своей новой компании намерен создать лидар с дальним радиусом действия, который пришелся бы очень кстати беспилотным грузовым автомобилям. Он интересовался этой темой. Также он рассказал, что намерен «воссоздать» технологии Waymo в новом проекте».

Перед этим Левандовски рассказал Дрозу о своей встрече с Брайаном МакКлендоном, руководителем беспилотного проекта Uber.

«Чуть позже коллега рассказал мне, что Левандовски заметили в главном офисе Uber. Я лично спросил у него об этом, и он признался, что виделся с представителями компании, когда пытался найти инвесторов для своего проекта».

Если Левандовски начал переговоры с Uber еще в 2015 году, то это соответствует его репутации. У Левандовски, как и у Трэвиса Каланика, сложился имидж человека, готового идти на все ради реализации своей идеи. Когда Google отложила старт его проекта, Левандовски привлек лоббиста в Неваде, чтобы получить возможность испытывать автономные автомобили в штате. В Google об инициативе сотрудника узнали только после того, как лоббист Дэвид Голдуотер прислал компании счет за свои услуги.

Грядущая битва гигантов

Похоже, Uber по-прежнему верит в то, что попросить прощение проще, чем разрешение. Три года назад компанию яростно критиковали за то, что один из топ-менеджеров с помощью специального инструмента следил за передвижением журналиста. Другой сотрудник компании сказал, что Uber имеет право следить за всеми журналистами, которые ее критикуют. Это подпортило имидж Uber, но Каланику все же удалось привлечь от инвесторов еще пару миллиардов долларов.

Отметим, что Uber — не первая крупная компания Кремниевой долины, которую обвинили в воровстве технологий. В начале 2017 года Facebook заплатил 500 млн долларов игровой компании ZeniMax. Случилось это после того, как Oculus, которую Марк Цукерберг купил за пару лет до этого, признали виновной в нарушении соглашения о неразглашении и авторских прав.

Впрочем, в случае с Uber речь идет не о маленькой компании, а о гиганте и лидере рынка. Alphabet – самая дорогая IT-компания в мире, ее рыночную стоимость оценивают в 600 млрд долларов. И здесь последствия могут быть другими.

Даже если бы суд заставил Facebook закрыть Oculus, компания Цукерберга продолжила бы развиваться. А вот если Uber будет вынуждена с нуля разрабатывать программу автономного управления, это может ее погубить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Vkontakte Pocket Mail
Оставить комментарий
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: