Евровидение 2017
Новости Статьи
Вы читаете: Ездить станет дороже. Бензин и дизтопливо вновь подорожали

Ездить станет дороже. Бензин и дизтопливо вновь подорожали

Ездить станет дороже. Бензин и дизтопливо вновь подорожали

Бензин и дизтопливо вновь подорожали в последних числах января 2017 года. В чем дело и чего ждать от цен на АЗС дальше?

На АЗС меняются ценники – купить по выгодной цене бензин и дизтопливо становится все сложнее. Сети заправок ревниво смотрят на соседа и подтягивают свои цены к соседским. Тот же 95-й нынче стоит в среднем 24,2 грн/литр, за литр дизельного топлива ДТ просят в среднем 21,8 гривен. По сравнению с ценниками месячной давности больше почти на гривну. Откуда взялся этот рост? Почему снова дорожает горючее?

Хорошая новость состоит в том, что пока не дорожает сжиженный газ для заправки автомобилей. Плохая новость для автовладельцев состоит в том, что дальнейшее подорожание неизбежно – и бензина, и дизтоплива, и автогаза.

Причин тому столько, сколько составляющих у розничной цены автомобильного горючего: валютная цена сырья (или импортного готового горючего), налоги, а также издержки самих продавцов и производителей.

Начнем с цены сырья либо с цены готового импортируемого горючего. Импортное горючее – это основной товар, который продается на украинских заправках, на собственных НПЗ вырабатывается относительно небольшая часть того, что заправляется в отечественные авто. Здесь все просто: есть валютная цена того же бензина А-95 или дизтоплива ДТ на европейском рынке. Та валютная цена с определенным запаздыванием тянется за нефтяными котировками.

Нефть за год подорожала на мировом рынке почти на 34% — до 55 долларов за баррель сорта Brent. Причем, 25% из 34% было набрано именно в конце ноября-начале декабря 2016 года. Сейчас мы видим последствия этого прыжка мировых цен на нефть.

Но это, конечно, не все. Акцизный сбор с нефтепродуктов в Украине установлен в евро. Соответственно, падение гривны в конце декабря-начале января привело к росту сумм акцизного сбора в гривне на чуть более 7%. Учитывая, что в розничной цене горючего на налоги приходится примерно треть, мы этот рост сумм акциза в гривне ощутили вполне отчетливо.

Нефтетрейдеров нередко обвиняют в ценовом сговоре, в том, что они согласованно гонят цены вверх при любом подходящем поводе, но не откатывают цены при снижении котировок нефти, к примеру. По идее, Антимонопольный Комитет Украины (АМКУ) должен следить за этим и предотвращать такие ценовые сговоры. Но пока что каких-то внятных результатов нет. Например, 25 января в АМКУ прошло заседание рабочей группы по введению системного мониторинга рынка нефти и нефтепродуктов с участием Минэнергоугля. Группу сформировали в середине декабря 2016 года. И… ничего. Они через месяц после формирования группы она собралась лишь ради того, чтобы обсудить перечень показателей, источников и периодичность замеров — для создания той самой системы мониторинга рынков нефти и нефтепродуктов. Такими темпами АМКУ никогда не преодолеет монополизм на таком жирном рынке, как нефтепродуктовый. Хотя Антимонопольный множество раз обвинял нефтетрейдеров в монопольном сговоре и даже пытался налагать на них немалые штрафы.

Что впереди? Начнем с самого простого – с налогов. На ближайший год прогнозируется только рост акцизного сбора с газа для заправки авто – что приведет к росту цены на него минимум на гривну с литра. На бензин сбор повышать пока не планируется. На дизтопливо акциз уже повышен с 1 января и дальнейшего его роста пока не планировали. Но аппетиты правительства обычно растет совершенно непредсказуемо – так что будем следить за соответствующими законодательными инициативами.

Касательно сырьевой составляющей, цены на нефть, то прогнозы относительно нее строить очень непросто, но попробуем. С одной стороны, налицо результат сговора стран-экспортеров нефти – стран-членов ОПЕК и ряда стран, не входящих в эту организацию(Россия, например). Именно после этого картельного соглашения экспортеров о добровольном ограничении экспорта и добычи нефть и подросла до 55 долларов за баррель сорта Brent.

Но наряду с этим фактором, толкающим цены на бензин и дизтопливо вверх, есть два других мощных фактора, которые действуют в противоположном направлении.  Первый из них – «особая позиция» Ирана и Ливии. Это очень крупные игроки на мировом рынке нефти были из него выключены на довольно длительный срок и только сейчас вернулись на него. Ливия была выбита ввиду беспорядков. Иран – так как он находился под действием антиядерных санкций.

Теперь же Ливия восстановила добычу и экспорт, в стране стабилизирована ситуация. А с Ирана сняли санкции, и он лихорадочно наращивают добычу и экспорт, чтобы вернуть утраченные позиции. И то, и другое сопровождается ростом предложения со стороны этих стран. Что дико раздражает участников картельного соглашения – они же добровольно ограничили свои возможности получить кусок экспортного пирога. Если бы не позиции Ирана и Ливии, то рост цен на нефть был бы куда более сильным, чем до 55 долларов за баррель.

Второй фактор, двигающий рынок топлива в сторону более низких цен, имеет фамилию Трамп. Новый президент США объявил о курсе на активное развитие добычи так называемых «сланцевых» нефти и газа. А также о снятии ограничений на экспорт нефти. Что также приведет к росту предложения на мировом нефтерынке, но сработает этот фактор немного позднее.

В целом, весьма вероятно сохранение нынешних ценовых уровней на мировом рынке нефти.  Тем более, что крупнейший нетто-импортер нефти, Китай, постепенно ограничивает ее потребление, вводит меры по экономии энергоресурсов, стимулированию применения электротранспорта и расширению выработки электроэнергии возобновляемыми ее источниками.

Итого

Цены на бензин и дизтопливо будут гнать вверх разве что девальвация гривны и игры крупных торговцев. Скорость снижения гривны, как известно, зависит от НБУ и аппетитов правительства. А аппетиты торговцев – от активности АМКУ. Прогнозы девальвации на текущий год колеблются около 10% за год. Активность АМКУ? Пока он ее не проявлял в нужной мере. Так что рост цен на АЗС неизбежен – споры только о его скорости.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Vkontakte Pocket Mail
Оставить комментарий
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: