Вы читаете: Деньги для тинейджеров и младше

Деньги для тинейджеров и младше

Деньги для тинейджеров и младше

Собственный бюджет, планирование покупок, вклад «Родительский» и другие способы вырастить богатого ребенка.

Напомним сразу, как важно дать ребенку понимание того, что разговоры о собственных деньгах с не-членами семьи – табу. Вот реально – нельзя и все тут. И по причине безопасности, и чтобы не портить отношения со сверстниками из менее обеспеченных семей. А в остальном – нужно приучать к взрослому отношению к деньгам. Чтобы вырастить богатого ребенка, конечно. Что и есть цель воспитания правильного отношения к деньгам у детей и подростков.

Как? Собственный бюджет. Пользование банковскими продуктами. Самообразование.

Начнем с самообразования, хотя чтение должно идти параллельно с практикой правильного обращения с деньгами. Детям младшего школьного возраста очень рекомендована книжка Бодо Шефера «Пес на ім’я Мані» — в чудесном украинском переводе. Есть и продолжение серии – о девочке Кире, которая разбогатела. Для старших тинейджеров можно предложить книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», а также того же Бодо Шеффера «Путь к финансовой свободе». Чтение о деньгах – наводит на правильные мысли. Шеффер более приземлен и его рецепты в целом употребимы и в украинских условиях. Кийосаки – это как для украинских реалий немного фантастика, особенно по части цены и доступности ипотеки. И, кстати, у Кийосаки несколько книг, но читать достаточно первую – остальные на 80-90% являются ее перепевами.

Читайте также:

0 116 0
15:41, Мар 20, 2017 Александр Крамаренко

От 3 до… или как научить детей обращению с деньгами

Бизнес и финансы

Если ребенок не начал углубленно изучать английский – инвестируйте в это. В том числе для того, чтобы в 15-18 лет он мог читать толковые книжки и публикации на языке оригинала. А в практике нужно начинать с личного бюджета.

Личный подростковый бюджет

К возрасту 10-11 лет ребенок уже имеет регулярные поступления карманных денег на текущие нужды – транспорт, мобилку, мелкие покупки, еду вне дома. И вот тут важно приучить его планировать бюджет. Выдача денег на день – это нормально до 8-9 лет. В 10-11 нужно попробовать приучить ребенка мыслить категориями хотя бы недели. Потому что неделя – это логично, это модель всей нашей жизни с ее рабочими периодами, отпусками и бюджетированием.

Дальше стоит попробовать сперва рисовать бюджет на листе бумаги. Но очень рекомендуется показать ребенку Excel. Не удивляйтесь совету – современные дети дружат с компьютерами, им работа в табличном редакторе Excel будет очень несложным делом. Опять же, и в школьных делах поможет со временем. Конечно, можно попробовать показать ребенку программу планирования личного бюджета вроде Goodbudget, Spendee, Budget, Jumsoft Money, MoneyTracker,  Дзен-мани, CoinKeeper, т.п. Многие из них бесплатны и их можно установить в смартфон. Причем, многие из них довольно нетребовательны к мощности смартфона. Так что здесь – свобода полная.

Главное – чтобы ребенок приучился:

А) фиксировать свои траты в программе планирования личного бюджета.

Б) контролировать выполнения собственноручно же установленных лимитов на траты.

В) планировать будущие покупки

Г) планировать сбор денег на будущие покупки.

Планирование личного бюджета поможет познакомиться с таким понятием, как соответствие расходов доходам, долг, сбережения. Примерно через 2-4-6 месяцев и можно переходить к следующему этапу – знакомить с понятием кредита (займа) и вклада (сбережений).

Примерно в 12-13 лет можно попробовать перейти на ежемесячную выдачу карманных денег и планирование на месяц. Сроки – индивидуальны, нужно смотреть на то, как ребенок управляется с еженедельным планированием.

Крупные покупки, сбережения и планы

Планирование на месяц, обсуждение крупных покупок – это этап, на котором можно начать более активно вовлекать ребенка в осмысление собственных финансовых намерений. Например, есть смысл заранее оговорив условия, начать давать ребенку столько денег, чтобы их хватало на текущие нужды и еще немного оставалось на сбережения. Это явно должно начинаться не раньше, чем с 11-12 лет.

При этом, подросток должен понимать, что вот эту разницу он должен аккумулировать на свои «хотелки», а к родителям по их поводу – не обращаться. Конечно, есть покупки, с которыми бюджет подростка не может справиться по определению – тот же планшет или новый крутой смартфон. Но и здесь есть место для воспитания правильного отношения к деньгам. Родители могут сказать, что вот тот смартфон купим, но из своих сбережений ребенок должен внести 20% его стоимости – естественно этот процент есть величина обсуждаемая и вовсе не догма. Таким образом будет убито сразу два зайца. Во-первых, подросток будет взвешивать свои потребности относительно своих возможностей.  Во-вторых, он будет воспринимать этот гаджет (или любую другую крупную покупку) как оплаченную из своих денег – и относиться к ней соответственно: бережно.

Наличие сбережений может позволить поиграть в игру «Вклад Родительский». Как мотивировать ребенка сразу же не бежать потратить собранное за неделю? Предложить ему отдать часть сбережений взаймы родителям под процент. Эта игра поможет решить сразу три задачи. Во-первых, подросток узнает о том, что время и деньги имеют определенную цену. И деньги сегодня – дороже, чем они же завтра. Во-вторых, он получит опыт использования вклада под процент. В-третьих, он оценит, насколько полезна для его кармана готовность отложить траты на потом.

Со временем, например, после 14 лет можно уже пойти с ребенком в банк и открыть там срочный с пополнением вклад на его имя. Это уже серьезные навыки общения с банком, заполнение финансовых документов и т.п. Не забудьте получить ИНН – индивидуальный налоговый номер ребенку. Он пригодится и для вклада, и для открытия платежной карты.

Попробуем дружить с банком и страховыми компаниями

Собственный счет в банке, вклады, карточка – это все хорошие поводы поговорить и о сути финансовых услуг, о том, как правильно пользоваться ими. А также о том, насколько важно читать написанное мелким шрифтом, а также о том, что ничего бесплатного в финансах не бывает. Примерно тогда же можно и нужно научить подростка пользоваться интернет-банкингом и полностью возложить на него задачу пополнения его мобильного телефона и оплаты интернета для дома. И там, и там суммы не слишком крупные, постоянные по величине, на этом удобно тренироваться. В хорошем интернет-банкинге есть возможность открывать депозиты и снимать с них деньги. Так что у подростка появится возможность гибко управлять своими ресурсами.

Читайте также:

0 193 0
12:36, Дек 28, 2016 Александр Крамаренко

Краткий курс по личному планированию финансов

Бизнес и финансы

Переводы и платежи – тоже повод потренироваться «на кошках». И, если семья имеет приличных размеров кредит, его вполне можно использовать для знакомства с плюсами и минусами займов. Если ребенок уже во вполне сознательном возрасте и умеет держать язык за зубами, можно сходить с ним в банк в день очередного платежа по кредиту – внесение в кассу банка очередной кругленькой суммы впечатляет. И это может оказаться хорошим поводом поговорить о правильном отношении к кредитам, объяснить, какие из них допустимы и почему. А какие – совершенно неприемлемы. Здесь также хороший момент поговорить о том, что у кредитов есть не только процентная ставка, но и разные комиссии – что резко удорожает кредит в обслуживании.

Если у семьи есть корпоративная медицинская страховка – это прекрасно. Если семья оплачивает такую страховку самостоятельно – тоже повод говорить с ребенком о сути страхования. Также хороший повод говорить о страховках – наличие в семье автомобиля. И если с ОСАГО все нормально и наличие такого полиса неизбежно, то вот с АвтоКАСКО все не так однозначно. Полисы АвтоКАСКО есть у очень немногих автовладельцев. Так что родителям, возможно, нужно быть готовыми ответить на вопрос ребенка о том, почему это у них нет такого полиса при наличии недешевой машины.

В целом, нужно пользоваться любым поводом, чтобы дать ребенку пощупать финансовые услуги собственными руками, попробовать их на вкус и осознать их плюсы-минусы.

А вот постановка долгосрочных целей, выбор карьерной стратегии – к этому нужно подходить уже после 15 лет, скорее в 16-17 лет, то есть в выпускных классах школы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Pocket Mail
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: