Новости Статьи
Вы читаете: Бизнес во имя добра: секрет успеха Хамди Улукайи – основателя йогурта Chobani

Бизнес во имя добра: секрет успеха Хамди Улукайи – основателя йогурта Chobani

Бизнес во имя добра: секрет успеха Хамди Улукайи – основателя йогурта Chobani

Хамди Улукайя – один из самых богатых людей Турции, в журнале Forbes его имя находится на десятом месте среди турецких миллиардеров и на 958 месте среди мировых.

Родился Хамди в семье курдских фермеров, а спустя двадцать лет перебрался в Америку для того, чтобы выучить английский и достигнуть успеха. С помощью упорства и настойчивой работы за пять лет он сумел создать крупнейший йогуртовый бренд Chobani, и тем самым изменить привычки американцев. Он лично пострадал от кризиса, связанного с войной в Сирии и миллионами беженцев на турецкой границе. В 2014 году миллиардер выделил $2 млн на помощь пострадавшим, в 2015 — половину состояния — $750 млн.

Первые шаги навстречу успеху

Chobani Хамди Улукайя живёт в штате Нью-Йорк с двумя овчарками. Основатель крупнейшей компании по производству йогуртов переехал в США в 1994 году после окончания факультета политологии Университета Анкары. Его семья владела небольшим бизнесом: они руководили маленькой молочной фермой на северо-востоке Турции, продавали сыр и йогурт. Еще ребенком Улукайя помогал им по хозяйству и, переехав в Штаты, устроился на ферму. Как-то раз отец приехал к нему в гости и убедил cына попробовать открыть собственную фабрику по продаже греческого сыра. Обдумав слова отца, Улукайя в 2002 году начал выпускать фету под брендом Euphrates, эта компания работает и сегодня. Первые два года после открытия фабрики были самыми сложными в его жизни — производство требовало постоянной работы, что приводило к постоянной экономии в жизни.

Во всех изданиях Улукайю описывают как харизматического, улыбчивого и приятного мужчину: густые тёмные волосы, кожа оливкового цвета, он не отводит взгляд и всегда смотрит в глаза собеседнику. Так как родители Улукайи вели кочевой образ жизни, ребёнок появился на свет в горах, и год его рождения со временем забылся, поэтому даже неизвестно, сколько ему лет — 42 или 43. Улукайя предпочитает носить обычную одежду: джинсы и легкая рубашка или футболка, а также на его руке всегда надет маленький красный браслет с голубым глазом — турецкий символ удачи. Он живёт в дорогом, но не до безумия шикарном доме на вершине холма, откуда видны горы Катскилл.

Покупка фабрики

Бизнес начался с того, что однажды Улукайя нашёл в почтовом ящике рекламу о продаже завода по производству йогурта компании Kraft. Первым делом объявление было выброшено в мусорный бак, но, немного подумав, Улукайя вернул его. В голове возникла идея о грандиозной покупке и начале своего дела. На следующий день Улукайя поехал смотреть фабрику. Как оказалось, фабрика была построена в 1920 году и выглядела убитой, с одной стороны находился бар байкеров, с другой — кладбище. Но это не смутило Улукайю, он  решил, что Америке не хватает качественных йогуртов, к которым он привык с детства, и теперь он сможет производить такие. Несмотря на то, что крупные американские компании по типу Pepsico, Coca-Cola, Kraft продавали вредный фаст-фуд и считали, что американцы хотят потреблять его, Улукайя знал, что люди выберут полезный продукт, как только он станет доступным и вкусным.

Улукайя посоветовался со своим бизнес-консультантом, на что тот сказал, что это невыгодная и вовсе проигрышная покупка. Ведь не известно, как будет работать оборудование, да и продавец фабрики Kraft — успешная компания — она не будет беспричинно расставаться с активом, значит есть подвох. И возник главный вопрос, где вообще взять деньги на эту фабрику, ее цена на то время составляла почти миллион долларов. Улукайя решил взять кредит у местных властей по программе для малого бизнеса. И все-таки осуществил покупку.

Для работы он нанял пятерых бывших сотрудников Kraft и начал модернизировать фабрику. Сначала были покрашены стены и сделан косметический ремонт. Спустя некоторое время к нему присоединился Мустафа Доган, который занялся разработкой рецептуры. Было протестировано сотни вариантов текстуры и вкуса йогуртов. Для того, чтобы создать йогурт нужной консистенции, понадобилась машина стоимостью в миллион долларов, которой не было на фабрике. Улукайя нашел выход из ситуации и  приобрел списанную технику в Висконсине за $50 000. Как-то по дороге думой он придумал название Chobani – от турецкого çoban, что значит «пастух».

Первый выпуск йогуртов состоял из обычного греческого, ванильного, земляничного, со вкусом персика и голубики. Улукайя не имел ни возможности, ни желания тратиться на маркетинг, поэтому он размещал йогурт в популярных супермаркетах с активной посещаемостью. Главный конкурент на рынке — греческий производитель Fage — размещал свои йогурты в специальных магазинах. Но так, как они стоили дороже, Улукайя подумал, что победными станут два главных фактора: низкая цена и хорошее размещение. Улукайя договорился о выплате по аренде после продажи продукта, так как все деньги ушли на производство. И у него получилось: йогурт вошел в оборот и быстро исчезал с прилавков супермаркетов.

В октябре 2007 Улукайя доставил первые ящики Сhobani в магазин на Лонг Айленде. Йогурт разошёлся очень быстро, поэтому на той же неделе он привёз новую партию. Со временем он стал выкладывать открытые йогурты, чтобы покупатели могли попробовать и сразу покупать их.

«Обычно, когда стартап запускает продукт, все смотрят, будут ли потребители его покупать. У нас такого не было. Через несколько недель после того, как Chobani попал в ShopRite, поступало много заказов. Стало понятно, что главное — производить достаточно йогурта», — вспоминает предприниматель.

К середине 2009 года компания продавала 200 000 ящиков в неделю.

Новые возможности

В отличии от своих крупных конкурентов, Улукайя не тратил огромные деньги рекламные ролики. Он создал команду которая, общалась с потребителями напрямую через социальные сети Facebook или Twitter. Сегодня Эмили Шильдт, директор по вовлечению потребителей Chobani, отвечает каждому пользователю, упоминающему Улукайю или Chobani в соцсетях.

Глава компании сам следил за процессом и над выпуском новых вкусов: Chobani выпустила Chobani Champions — греческий йогурт для детей, Chobani Bite — с шоколадными шариками, Chobani Flip — с топингами, низкокалорийный Chobani Simply 100 и другие. Как-то в новостях начали говорить о Chobani по неожиданному поводу: военно-воздушные силы США запретили йогурт, включающий семена конопли, потому что это могло сбить с толку сотрудников полиции. После этого Улукайя удалил семена из йогурта.

Для Chobani нужно было в три раза больше молока, чем для жидких йогуртов, которые обычно продавались в магазинах. В декабре 2012 компания открыла крупную фабрику по производству йогурта в Айдахо, в которую инвестировала вместе с местными властями $450 млн. К концу года продажи Chobani достигли $1 млрд, как результат, он стал крупнейшим йогуртовым брендом. Сегодня компания обеспечивает работой более 3 000 сотрудников по всему миру.

После высокого подъема продаж Chobani купил компанию по производству йогурта и шоколадок Bead Foods в Австралии. Достигнув успеха и там, он решил двигаться в сторону Азии и Латинской Америки — Сингапур, Малайзия, Панама. И уже в апреле привлёк $750 млн инвестиций от TPG Сapital для выхода на новые рынки. Со временем в модном районе Манхэттена появилось йогуртовое кафе Chobani SoHo, где гурманы могли насладиться экзотическим блюдом и сэндвичами с добавлением йогурта, супами и кофе.

Борьба со сложностями и помощь другим

Самые сложные дни Улукайя пережил в 2015 году: пользователи стали выкладывать в интернет фотографии с испорченным йогуртам и жаловаться на боли в животе. Как оказалось, на заводе в Айдахо появилась плесень, которая испортила тысячи йогуртов. Chobani отозвал партию товаром и извинился перед покупателями. Тогда он сильно переживал и не спал несколько суток.

Помимо этого, возник и личный конфликт: бывшая жена, с которой миллиардер прожил два года в конце девяностых, потребовала половины доли Chobani. Она подала взыскание в суд, где заявила, что вложила $500 000 в бизнес на начальном этапе, однако письменных доказательств этому нет. По её словам, Улукайя хвалился, что купил рецепт йогурта у бывшего сотрудника Fage за 30 000 евро. Помимо этого, она обвинила предпринимателя в том, что он крал деньги у друзей и родственников, воровал чеки у своего брата и подделывал его подпись. В Chobani эти обвинения отрицали и называли безосновательными. Суд отклонил обвинения, так как не было весомых доказательств.

Улукайя не привык к роскоши и всегда пытается помогать людям. С самого начала работы фабрики он отправлял 10% дохода компании в благотворительные фонды. А в 2010 основал собственный фонд Chobani Foundation. В октябре 2014 года он пожертвовал $2 млн на борьбу с гуманитарным кризисом. Он считает, что люди, которым повезло стать успешными, должны дарить надежду другим. Он поблагодарил Билла Гейтса и Ворена Баффета, которые ранее поддержали кампанию, и вдохновили на это Улукайю. Не так давно предприниматель основал фонд Tent в помощь пострадавшим от войны в Сирии, в который передал $750 млн.

На сегодня Улукайя активно ищет опытного управленца, который сможет заменить его в роли CEO. Он готов передать управление более опытному человеку, но пока не встретил того, кто справился бы с этой работой лучше, чем он сам. Поэтому Улукайя по-прежнему посвящает свою жизнь Chobani.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Vkontakte Pocket Mail
Оставить комментарий
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: