Евровидение 2017
Новости Статьи
Вы читаете: Бизнес во имя добра: секрет успеха Хамди Улукайи – основателя йогурта Chobani

Бизнес во имя добра: секрет успеха Хамди Улукайи – основателя йогурта Chobani

Бизнес во имя добра: секрет успеха Хамди Улукайи – основателя йогурта Chobani

Хамди Улукайя – один из самых богатых людей Турции, в журнале Forbes его имя находится на десятом месте среди турецких миллиардеров и на 958 месте среди мировых.

Родился Хамди в семье курдских фермеров, а спустя двадцать лет перебрался в Америку для того, чтобы выучить английский и достигнуть успеха. С помощью упорства и настойчивой работы за пять лет он сумел создать крупнейший йогуртовый бренд Chobani, и тем самым изменить привычки американцев. Он лично пострадал от кризиса, связанного с войной в Сирии и миллионами беженцев на турецкой границе. В 2014 году миллиардер выделил $2 млн на помощь пострадавшим, в 2015 — половину состояния — $750 млн.

Первые шаги навстречу успеху

Chobani Хамди Улукайя живёт в штате Нью-Йорк с двумя овчарками. Основатель крупнейшей компании по производству йогуртов переехал в США в 1994 году после окончания факультета политологии Университета Анкары. Его семья владела небольшим бизнесом: они руководили маленькой молочной фермой на северо-востоке Турции, продавали сыр и йогурт. Еще ребенком Улукайя помогал им по хозяйству и, переехав в Штаты, устроился на ферму. Как-то раз отец приехал к нему в гости и убедил cына попробовать открыть собственную фабрику по продаже греческого сыра. Обдумав слова отца, Улукайя в 2002 году начал выпускать фету под брендом Euphrates, эта компания работает и сегодня. Первые два года после открытия фабрики были самыми сложными в его жизни — производство требовало постоянной работы, что приводило к постоянной экономии в жизни.

Во всех изданиях Улукайю описывают как харизматического, улыбчивого и приятного мужчину: густые тёмные волосы, кожа оливкового цвета, он не отводит взгляд и всегда смотрит в глаза собеседнику. Так как родители Улукайи вели кочевой образ жизни, ребёнок появился на свет в горах, и год его рождения со временем забылся, поэтому даже неизвестно, сколько ему лет — 42 или 43. Улукайя предпочитает носить обычную одежду: джинсы и легкая рубашка или футболка, а также на его руке всегда надет маленький красный браслет с голубым глазом — турецкий символ удачи. Он живёт в дорогом, но не до безумия шикарном доме на вершине холма, откуда видны горы Катскилл.

Покупка фабрики

Бизнес начался с того, что однажды Улукайя нашёл в почтовом ящике рекламу о продаже завода по производству йогурта компании Kraft. Первым делом объявление было выброшено в мусорный бак, но, немного подумав, Улукайя вернул его. В голове возникла идея о грандиозной покупке и начале своего дела. На следующий день Улукайя поехал смотреть фабрику. Как оказалось, фабрика была построена в 1920 году и выглядела убитой, с одной стороны находился бар байкеров, с другой — кладбище. Но это не смутило Улукайю, он  решил, что Америке не хватает качественных йогуртов, к которым он привык с детства, и теперь он сможет производить такие. Несмотря на то, что крупные американские компании по типу Pepsico, Coca-Cola, Kraft продавали вредный фаст-фуд и считали, что американцы хотят потреблять его, Улукайя знал, что люди выберут полезный продукт, как только он станет доступным и вкусным.

Улукайя посоветовался со своим бизнес-консультантом, на что тот сказал, что это невыгодная и вовсе проигрышная покупка. Ведь не известно, как будет работать оборудование, да и продавец фабрики Kraft — успешная компания — она не будет беспричинно расставаться с активом, значит есть подвох. И возник главный вопрос, где вообще взять деньги на эту фабрику, ее цена на то время составляла почти миллион долларов. Улукайя решил взять кредит у местных властей по программе для малого бизнеса. И все-таки осуществил покупку.

Для работы он нанял пятерых бывших сотрудников Kraft и начал модернизировать фабрику. Сначала были покрашены стены и сделан косметический ремонт. Спустя некоторое время к нему присоединился Мустафа Доган, который занялся разработкой рецептуры. Было протестировано сотни вариантов текстуры и вкуса йогуртов. Для того, чтобы создать йогурт нужной консистенции, понадобилась машина стоимостью в миллион долларов, которой не было на фабрике. Улукайя нашел выход из ситуации и  приобрел списанную технику в Висконсине за $50 000. Как-то по дороге думой он придумал название Chobani – от турецкого çoban, что значит «пастух».

Первый выпуск йогуртов состоял из обычного греческого, ванильного, земляничного, со вкусом персика и голубики. Улукайя не имел ни возможности, ни желания тратиться на маркетинг, поэтому он размещал йогурт в популярных супермаркетах с активной посещаемостью. Главный конкурент на рынке — греческий производитель Fage — размещал свои йогурты в специальных магазинах. Но так, как они стоили дороже, Улукайя подумал, что победными станут два главных фактора: низкая цена и хорошее размещение. Улукайя договорился о выплате по аренде после продажи продукта, так как все деньги ушли на производство. И у него получилось: йогурт вошел в оборот и быстро исчезал с прилавков супермаркетов.

В октябре 2007 Улукайя доставил первые ящики Сhobani в магазин на Лонг Айленде. Йогурт разошёлся очень быстро, поэтому на той же неделе он привёз новую партию. Со временем он стал выкладывать открытые йогурты, чтобы покупатели могли попробовать и сразу покупать их.

«Обычно, когда стартап запускает продукт, все смотрят, будут ли потребители его покупать. У нас такого не было. Через несколько недель после того, как Chobani попал в ShopRite, поступало много заказов. Стало понятно, что главное — производить достаточно йогурта», — вспоминает предприниматель.

К середине 2009 года компания продавала 200 000 ящиков в неделю.

Новые возможности

В отличии от своих крупных конкурентов, Улукайя не тратил огромные деньги рекламные ролики. Он создал команду которая, общалась с потребителями напрямую через социальные сети Facebook или Twitter. Сегодня Эмили Шильдт, директор по вовлечению потребителей Chobani, отвечает каждому пользователю, упоминающему Улукайю или Chobani в соцсетях.

Глава компании сам следил за процессом и над выпуском новых вкусов: Chobani выпустила Chobani Champions — греческий йогурт для детей, Chobani Bite — с шоколадными шариками, Chobani Flip — с топингами, низкокалорийный Chobani Simply 100 и другие. Как-то в новостях начали говорить о Chobani по неожиданному поводу: военно-воздушные силы США запретили йогурт, включающий семена конопли, потому что это могло сбить с толку сотрудников полиции. После этого Улукайя удалил семена из йогурта.

Для Chobani нужно было в три раза больше молока, чем для жидких йогуртов, которые обычно продавались в магазинах. В декабре 2012 компания открыла крупную фабрику по производству йогурта в Айдахо, в которую инвестировала вместе с местными властями $450 млн. К концу года продажи Chobani достигли $1 млрд, как результат, он стал крупнейшим йогуртовым брендом. Сегодня компания обеспечивает работой более 3 000 сотрудников по всему миру.

После высокого подъема продаж Chobani купил компанию по производству йогурта и шоколадок Bead Foods в Австралии. Достигнув успеха и там, он решил двигаться в сторону Азии и Латинской Америки — Сингапур, Малайзия, Панама. И уже в апреле привлёк $750 млн инвестиций от TPG Сapital для выхода на новые рынки. Со временем в модном районе Манхэттена появилось йогуртовое кафе Chobani SoHo, где гурманы могли насладиться экзотическим блюдом и сэндвичами с добавлением йогурта, супами и кофе.

Борьба со сложностями и помощь другим

Самые сложные дни Улукайя пережил в 2015 году: пользователи стали выкладывать в интернет фотографии с испорченным йогуртам и жаловаться на боли в животе. Как оказалось, на заводе в Айдахо появилась плесень, которая испортила тысячи йогуртов. Chobani отозвал партию товаром и извинился перед покупателями. Тогда он сильно переживал и не спал несколько суток.

Помимо этого, возник и личный конфликт: бывшая жена, с которой миллиардер прожил два года в конце девяностых, потребовала половины доли Chobani. Она подала взыскание в суд, где заявила, что вложила $500 000 в бизнес на начальном этапе, однако письменных доказательств этому нет. По её словам, Улукайя хвалился, что купил рецепт йогурта у бывшего сотрудника Fage за 30 000 евро. Помимо этого, она обвинила предпринимателя в том, что он крал деньги у друзей и родственников, воровал чеки у своего брата и подделывал его подпись. В Chobani эти обвинения отрицали и называли безосновательными. Суд отклонил обвинения, так как не было весомых доказательств.

Улукайя не привык к роскоши и всегда пытается помогать людям. С самого начала работы фабрики он отправлял 10% дохода компании в благотворительные фонды. А в 2010 основал собственный фонд Chobani Foundation. В октябре 2014 года он пожертвовал $2 млн на борьбу с гуманитарным кризисом. Он считает, что люди, которым повезло стать успешными, должны дарить надежду другим. Он поблагодарил Билла Гейтса и Ворена Баффета, которые ранее поддержали кампанию, и вдохновили на это Улукайю. Не так давно предприниматель основал фонд Tent в помощь пострадавшим от войны в Сирии, в который передал $750 млн.

На сегодня Улукайя активно ищет опытного управленца, который сможет заменить его в роли CEO. Он готов передать управление более опытному человеку, но пока не встретил того, кто справился бы с этой работой лучше, чем он сам. Поэтому Улукайя по-прежнему посвящает свою жизнь Chobani.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Vkontakte Pocket Mail
Оставить комментарий
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: